По данным газеты «Коммерсант» и информационного портала Subscribe.ru, Alibaba Group (управляет, в том числе, AliExpress и Tmall) может стать акционером российского онлайн-сервиса YouDo, рассказал менеджер одного из инвестфондов.
YouDo получила заявки на инвестиции не только со стороны Alibaba Group, но и от МТС, добавил другой собеседник в инвестиционном сообществе.
«Есть такие предложения, и есть предварительные документы. Сложная сделка, несколько инвесторов заходят»,— рассказал другой собеседник, знакомый с акционерами YouDo.
Всего со стороны инвесторов было направлено несколько предложений о вхождении в капитал YouDo, в результате чего образовалась «переподписка», считает он.
По его оценке, текущим акционерам YouDo не хочется сильно размывать свои доли, и они готовы к вхождению только двух новых инвесторов, которыми, скорее всего, и станут МТС и Alibaba Group.
У Alibaba Group стратегический интерес к YouDo, китайская компания рассчитывает на «сложную интеграцию», рассказывает источник, знакомый с ситуацией.
МТС также хотел бы интегрировать платформу для самозанятых в свой бизнес: например, может быть синергия между YouDo и бытовыми услугами, которые оказывают сотрудники подконтрольного МТС оператора МГТС, указывает собеседник, близкий к АФК «Система» (основной акционер МТС).
По его словам, МТС претендовал на выкуп 100% YouDo, но весь бизнес «пока не продают», и теперь сотовый оператор рассчитывает получить приоритетное право на выкуп контроля.
Сооснователь YouDo Алексей Гидирим подтвердил, что переговоры о привлечении в компанию дополнительного финансирования находятся в активной стадии, но отказался назвать потенциальных инвесторов.
По его словам, сделка может быть закрыта в течение двух-трех месяцев. Это будет четвертый раунд инвестиций, пояснил он, напомнив, что ранее YouDo суммарно привлекла около $10 млн. В этом раунде планируется привлечь в несколько раз больше, уточнил Алексей Гидирим.
«Помимо денег в компанию приходят возможности для роста, которые основатели и другие партнеры просто деньгами закрыть не смогут, поэтому мы размываем свои доли»,— пояснил он. В то же время господин Гидирим подчеркивает, что планирует вместе с сооснователем Денисом Кутергиным сохранить операционный контроль над YouDo.
Среди действующих совладельцев YouDo ранее назывались фонды Flint Capital и United Capital Partners. По данным реестра Кипра, 5,6% YouDo Web Technologies Ltd также принадлежат венчурному фонду АФК «Система», 3,7% — основному акционеру Qiwi Сергею Солонину.
По словам Алексея Гидирима, на YouDo верифицировано около 700 тыс. сервис-провайдеров, прежде всего самозанятых граждан. Среднемесячная аудитория платформы составляет 2–3 млн. уникальных посетителей, ежемесячный объем трансакций — 500–600 млн. руб.
В зависимости от модели монетизации комиссия YouDo может составлять от 3% до 30%. В целом в ближайшие три–пять лет компания рассчитывает получать в виде комиссии 8–10% от объема трансакций, уточнил господин Гидирим.
Он рассчитывает, что бизнес YouDo станет безубыточным, но в приоритете — ускорение роста бизнеса, на которое и нужны инвестиции.
«Последние пять лет мы минимум в два-три раза растем по большинству ключевых показателей, задача — продолжить эту динамику на новых объемах в ближайшие два-три года»,— говорит господин Гидирим. Кроме того, YouDo планирует «массированную рекламную кампанию на ТВ».
"Материнская компания МТС АФК "Система" через фонд Sistema Capital уже владеет 7% YouDo, также у АФК некоторое время назад возникли серьезные проблемы в ключевом для нее нефтяном бизнесе, так что для них совершенно логично попытаться реструктуризировать портфель активов так, чтобы в случае недружественных поглощений оставить за собой как можно больше.
Логично вкладывать деньги в активы, которые вряд ли заинтересуют Роснефть или другие подобные структуры. МТС и раньше был вовлечен в управление digital и ИТ-активами АФК, так что в случае покупки им дополнительной доли в YouDo по сути ничего кардинально не изменится.
С Alibaba Group все сложнее. Если бы такая сделка состоялась, она стала бы знаковой, так как это была бы первая покупка группы в России.
С другой стороны, не очень понятно, зачем такая сделка может быть им нужна, у YouDo 2,6 млн. посетителей в месяц, для сравнения только у Aliexpress около 100 млн. пользователей из России, у Яндекс.Маркета - 100 млн. пользователей в месяц. Зачем им покупать 2,6 млн. пользователей за "несколько десятков миллионов долларов"?
Кроме того, у YouDo достаточно сложная модель в плане монетизации, для большинства посетителей даже если они заказали какую-то услугу заплатив проценты YouDo, есть высокий риск что при повторном заказе они договорятся с исполнителем напрямую в силу российской специфики.
В общем это не очень понятный кейс, я бы на месте Alibaba Group скорее подумал о покупке доли в Avito - это более понятная для них аудитория.
Что касается идеи акционеров YouDo направить значительную часть полученных от инвестора средств на рекламу на ТВ - это очень плохая идея. Опыт американского и российского рынка показывает, что интернет-компания должна тратить деньги на рекламу в интернете.
Это показал опыт Amazon, котрая до краха доткомов одна из немногих не вкладывала огромные средства в рекламу на ТВ, или к примеру российского "Холодильник.ru", которая также потратила на ТВ-рекламу значительные средства и потом сама признала, что не получила от этого ничего", - сказал Федоров.
"Похоже, что информация появилась в прессе по инициативе одного из акционеров компании - АФК "Система", судя по всему, у YouDo дела идут не идеально и таким образом кто-то решил подогреть интерес к активу.
То, что Alibaba Group серьезно рассматривает подобную сделку кажется маловероятным. С другой стороны, МТС действительно может увеличить долю в компании", - сказал управляющий партнер фонда Impulse VC Кирилл Белов.
"YouDo может развиваться как отдельностоящая платформа, а может «прорастать» в другие: предоставляя комплиментарные сервисы, оптимизируя затраты в текущих бизнес-процессах внешних компаний.
Сделка и с МТС, и c Alibaba имеет большой потенциал для синергии, так как в обоих случаях есть варианты для применения инфраструктуры YouDo для развития собственных сервисов возможных инвесторов. YoDo же помимо инвестиций может получить доступ к новой, большой аудитории", - сказал управляющий директор GPB Digital Андрей Макаров.