По данным газеты «Коммерсант», Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), китайский интернет-гигант Alibaba Group и Mail.ru Group ведут переговоры о создании совместного предприятия в России, которое займется электронной торговлей.
Факт обсуждения возможного создания СП подтвердил источникна рынке e-commerce, осведомленный о переговорах. «Сделка обсуждается очень серьезно»,— сообщил он, не став конкретизировать детали консультаций. Другой источник, близкий к одному из участников возможной сделки, также подтвердил, что она находится в продвинутой стадии.
В компаниях официально не подтверждают факт переговоров о создании СП. «Мы не комментируем слухи и предположения»,— заявили в пресс-службе Alibaba Group.
Alibaba в России представлена рядом проектов в трансграничной торговле, включая AliExpress и Tmall, на которых работают китайские интернет-магазины. В 2017 году Mail.ru Group также запустила маркетплейс по продаже товаров из Китая Pandao.
Консультации о совместном проекте Alibaba Group и Mail.ru Group начались в преддверии запуска платформы трансграничной электронной торговли «Яндекс.Маркет». Как ожидается, она будет запущена в октябре 2018 года.
«Яндекс.Маркет» — это совместное предприятие «Яндекса» и Сбербанка, созданное в апреле 2018 года. Сбербанк обязался вложить в него 30 млрд руб., партнеры оценили общий бизнес в 60 млрд. руб.
До партнерства с «Яндексом» Сбербанк обсуждал создание СП в сфере интернет-торговли с самой Alibaba Group.
Тогда глава управляющей торговой площадки AliExpress Марк Завадский говорил, что группа рассматривала партнерства с одним или несколькими игроками и поддерживала рабочие контакты со Сбербанком по разным темам — от интеграции платежных методов до совместных маркетинговых активностей.
Переговоры длились почти год, но в итоге от создания совместной компании стороны отказались, поскольку не смогли согласовать принцип работы совместного бизнеса.
Трансграничная торговля — самая быстрорастущая категория на рынке e-commerce, отмечали в Data Insight. Доля зарубежного сегмента в общем объеме e-commerce в 2017 году выросла с 33% до 36%.
На Китай приходится около 90%, при этом подавляющее большинство (более 90%) заказов на китайской площадке AliExpress, входящей в Alibaba Group, дешевле €100, указывал сооснователь Data Insight Борис Овчинников.
По итогам 2017 года на покупки в иностранных интернет-магазинах пришлось 374,3 млрд. руб., оценивала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Общий объем интернет-торговли в РФ превысил 1 трлн. руб. по итогам минувшего года. В 2018 году рынок может достичь 1,25 трлн. руб., прогнозировала АКИТ.