Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
87
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 943,30  (-22,36%)
1 154,00  (-8,77%)
6 411,37  (-37,77%)
113 449,50  (-3,38%)
4 186,70  (+32,22%)
65,79  (-0,81%)
Источник Investfunds

Аптечная сеть «Столетник» вольется в «Мелодию здоровья»

11.01.2018, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», аптечный ритейлер «Мелодия здоровья» покупает подмосковную аптечную сеть «Столетник». Совладелец и гендиректор «Столетника» Олег Солодовников подтвердил информацию о сделке, которая, по его словам, находится в завершающей стадии.

Как рассказал господин Солодовников, аптеки полностью перейдут в управление «Мелодии здоровья», но работу продолжат под прежним названием. Финансовые условия сделки он раскрывать не стал.

Сеть «Столетник», основанная Олегом Солодовниковым и Инной Ломовцевой, представлена в Подмосковье, а также несколькими точками в Москве. По словам господина Солодовникова, всего она включает в себя 57 аптек. Выручка сети за первое полугодие 2017 года составила 806 млн. руб., средняя выручка на одну аптеку — 2,6 млн. руб.

Управляющий партнер Ассоциации независимых аптек Александр Кондратьев считает, что владельцы «Столетника» могли не выдержать нарастающей конкуренции с крупными федеральными сетями, повсеместно открывающими свои аптеки, из-за чего были вынуждены выйти из бизнеса. Примерную стоимость сделки он оценил в 260 млн. руб.

Новосибирская «Мелодия здоровья», принадлежащая одному из крупнейших фармдистрибьюторов страны «Катрен», представлена в 53 регионах России. По данным RNC Pharma, на конец третьего квартала 2017 года сеть включала 1,18 тыс. аптек с долей рынка 1,4% (13-е место среди всех аптечных сетей). Выручка ритейлера в первом полугодии 2017 года составила 8,1 млрд. руб.

Модель развития «Мелодии здоровья» предусматривает как органический рост, так и сделки по слиянию и поглощению, писал «Катрен» в отчете за 2016 год. В последние годы «Мелодия» действительно начала активно расширяться за счет покупки небольших региональных игроков.

Так, за 2016 год компания приобрела шесть аптечных сетей, следует из отчетности «Катрена». В прошлом году «Мелодия здоровья» выкупила тюменскую сеть «Добрый лекарь» (16 точек) и курскую «Целитель» (39 точек). Фармритейлер также рассчитывал приобрести челябинскую сеть «Классика» (180 точек), но та в итоге досталась самарской «Имплозии».

На официальном сайте «Мелодии здоровья» сказано, что компания интересуется покупкой аптечных сетей и одиночных точек независимо от того, присутствует она сама в их регионах или нет. Ритейлер ищет активы, у которых средняя выручка на одну аптеку составляет не менее 1,5 млн. руб., а также имеется долгосрочная аренда помещений и прибыльность.

Комментарий
«Создается впечатление, что сейчас большое количество розничных компаний хотят продаться по большой цене», - Иван Саганелидзе, совладелец «Аптечной сети 36,6» в апреле 2016 года.

Гендиректор компании «Неофарм» Евгений Нифантьев считает, что «Катрен» покупает те аптечные сети, которым поставляет товар и с чьими владельцами находится в контакте.

Поэтому, продолжает он, компания в состоянии оценить финансовые показатели приобретаемых активов. В случае со «Столетником» господин Нифантьев предположил, что оплата сделки будет происходить с учетом долгов сети перед «Катреном».

За счет M&A развиваются не все крупные участники аптечного рынка. Так, входящая в «Марафон групп» Александра Винокурова и Сергея Захарова «Мега фарм» («Азбука Life», «Да здоров» и «А-Мега») с 2016 года начала открывать точки в прикассовых зонах магазинов первого по обороту российского продовольственного ритейлера X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Азбуки вкуса».

Сеть «Ригла» (принадлежит другому крупному фармдистрибьютору «Протек») в конце прошлого года заявила о намерении развиваться в регионах, где сеть еще не представлена, за счет франчайзинга.