Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 465,94  (+26,62%)
111 361,58  (+166,07%)
4 611,66  (+29,59%)
67,22  (-1,58%)
Источник Investfunds

Авиакомпания "Волга-Днепр" хочет продать убыточный "Атран"

Как стало известно "Ъ", крупнейший российский игрок рынка грузовых авиаперевозок "Волга-Днепр" рассматривает возможность продажи дочерней компании "Атран", специализирующейся на доставке экспресс-грузов для международных почтовых компаний UPS и TNT. Источники "Ъ" говорят, что причиной пересмотра планов развития "Атрана" стала неокупаемость проекта и убытки от инвестиций в $6 млн.

О том, что менеджмент ГК "Волга-Днепр" (крупнейшая грузовая авиакомпания России) решил кардинально пересмотреть планы развития дочерней авиакомпании "Атран", "Ъ" рассказали источники, знакомые с ситуацией. По их словам, среди основных вариантов дальнейшего развития перевозчика рассматривается его продажа или выделение бизнеса Ил-76 (сейчас относится к ГК) в самостоятельное направление.

Этот вопрос значился 23 апреля 2015 года в повестке совета директоров "Волга-Днепр", говорят источники. В "Волга-Днепр" "Ъ" подтвердили факт проведения совета, но сказали, что "никаких решений о компании "Атран" не принималось, она продолжает летать в составе ГК".

"Волга-Днепр" приобрела "Атран" в октябре 2011 года для развития сетевых авиаперевозок грузов на местных и региональных линиях. По данным "Ъ", итоговая стоимость сделки составила почти 100 млн руб.

Сейчас парк перевозчика составляют три грузовых Boeing 737-400SF, которые базируются во Внуково и Шереметьево, выполняют регулярные рейсы в Кельн, Мюнхен, Льеж. В 2014 году компания продала три Ан-12 транспортной компании "Авиалайн" почти за 30 млн руб.

За четыре года работы перевозчику удалось заключить договоры с крупнейшими почтовыми службами: два шестилетних контракта с американской UPS и один — с нидерландской TNT. Тем не менее деятельность перевозчика прибыли не принесла.

Убыток от проекта "Атран" (с учетом покупки и эксплуатации) составил порядка $6 млн. С учетом приобретения третьего Boeing 737 общие затраты на проект составляют $16 млн, говорят источники "Ъ".

При этом окупаемость затрат с учетом эксплуатации самолетов "Атрана" в регулярной грузовой авиакомпании AirBridgeCargo (также входит в ГК "Волга-Днепр") наступит не раньше 2021 года. В целом общая задолженность "Атрана" перед ГК составила $5,5 млн. По данным "СПАРК-Интерфакса", выручка "Атрана" в 2013 году составила 633 млн руб., убыток — 81 млн руб.

Собеседники "Ъ" отмечают, что возможная продажа "Атрана" с действующим сертификатом эксплуатанта могла бы принести $1,3 млн. Один из источников "Ъ" в отрасли говорит, что сейчас существует спрос на уже действующие сертификаты эксплуатантов, поскольку для входа на рынок "с нуля" требуется пройти долгие процедуры согласования с профильными ведомствами.

В то же время вариант передачи пяти самолетов Ил-76 от "Волга-Днепр" в "Атран" (подразумевает создание отдельного юрлица и управление им как самостоятельным бизнесом) может принести дополнительный убыток в размере $3-8,2 млн, говорят источники "Ъ".

 

Комментарий
Глава Infomost Борис Рыбак считает, что в России до сих пор не сформирован рынок специализированных грузовых авиаперевозок. Почти все потребности удовлетворяют пассажирские авиакомпании, которые в грузовых отсеках самолетов перевозят грузы и почту. Эксперт добавил, что в России нет высокого спроса на внутренние экспресс-перевозки.