По данным газеты «Коммерсант», Правительство Якутии запросило у правительства РФ госгарантии на 5 млрд руб. для авиакомпании "Якутия", сообщили власти республики. За счет этого перевозчик рассчитывает реструктурировать долги и приобрести самолеты.
Данный вопрос глава региона Егор Борисов обсуждал с премьером Дмитрием Медведевым. По словам господина Борисова, перевозчику не хватает средств для погашения долгов и валютных лизинговых платежей, а также на поддержание летной годности. Госгарантии позволят привлечь заем на пять лет.
Полпред республики в Москве Александр Акимов уже говорил, что без финансовой помощи авиакомпании грозит банкротство и тогда 90% Якутии окажется в транспортной изоляции. По итогам встречи премьер поручил Минэкономики и Минфину рассмотреть вопрос, уверяют власти региона.
В Минэкономики сообщили, что перевозчик должен направить заявку в Минтранс с просьбой включить компанию в список системообразующих предприятий, при соответствии критериям заявку рассмотрит межведомственная комиссия, заключение о поддержке поступит в правительство до 25 апреля. Но Минэкономики может предоставить не более 50% госгарантии.
Работа для оформления госгарантий ведется, компания направила в комиссию при Минтрансе бизнес-план развития до 2022 года. Если госгарантии будут получены, "Якутия" рассчитывает реструктурировать краткосрочные кредиты и купить региональные воздушные суда.
"Якутия" создана в 2002 году на базе "Сахаавиа" и "Якутских авиалиний". На февраль 2015 года Якутии принадлежало 51,7% акций, ГУП "Комдрагметалл" — 2,9%. Базируется в Якутске, Москве (Внуково) и Краснодаре, в 2015 году перевезла 634 тыс. человек (падение на 34,5%). Задолженность на 31 декабря 2014 года — 8,3 млрд руб., чистая прибыль — 1,09 млн руб. В парке более 20 самолетов.
"Якутия" не первый год находится в тяжелом финансовом положении: она нарушала платежную дисциплину по лизингу самолетов, в том числе SSJ-100, ее суда задерживали на Аляске, в Израиле. В марте Государственная транспортно-лизинговая компания согласовала рефинансирование лизинга двух SSJ-100.
"Якутия" дважды проводила допэмиссию в пользу минимущества региона на 2,3 млрд руб. В 2015 году из всех источников перевозчик получил поддержку в размере 6,7 млрд руб., в том числе из бюджета республики — 3,6 млрд руб.
Источник в отрасли поясняет, что на компании негативно сказалось и изменение ее стратегии: "Якутия" сосредоточилась на перевозках внутри региона и маршрутах в Москву: "На дотируемом рынке невозможно сохранять рентабельность, не прибегая к поддержке извне". К тому же в республике работают еще две авиакомпании, что невыгодно при падении платежеспособности населения, добавляет он.
Источник, близкий к авиакомпании, сообщил, что для привлечения инвесторов правительство региона прорабатывает план, по которому на первом этапе "Якутию" объединят с "Полярными авиалиниями" (станут дочерней компанией). У них будет единая система техобслуживания, управления сетью и доходами. На втором этапе в капитал компании может войти АЛРОСА.