27 октября 2014 года судья арбитражного суда Татарстана Максим Боровков признал ОАО «АК «Татарстан» банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство.
Инициатором банкротства стала сама авиакомпания «Татарстан» (100% минус две акции ОАО владеет контролируемое правительством Татарстана ЗАО «Татаэро»), которая с начала года не ведет основной деятельности. 31 декабря 2013 года Росавиация аннулировала у перевозчика свидетельство эксплуатанта, поскольку выявила у него нарушения сертификационных требований, связанных с подготовкой персонала и соблюдением режима труда и отдыха членов экипажей.
Проверка проводилась в связи с крушением 17 ноября прошлого года в казанском аэропорту принадлежавшего компании Boeing 737-500, в котором погибли 50 человек. После авиакатастрофы кредиторы компании стали предъявлять требования к перевозчику. 2 июня этого года суд ввел процедуру наблюдения.
Общая сумма требований кредиторов, включенных арбитражем в реестр, составила почти 2,35 млрд руб. Среди крупнейших — принадлежащее правительству Татарстана ОАО «Связьинвестнефтихим» (568 млн руб.) и его дочернее ООО «Инвестнефтихим» (189,7 млн руб.), международный аэропорт «Казань» (419,9 млн руб.), авиакомпания «Ак барс аэро» (165,3 млн руб.), ООО «УК «Приволжская продовольственная корпорация» (518 млн руб.), банк «Ак барс» (54,8 млн руб.), Татфондбанк (48,3 млн руб.), Федеральная налоговая служба (83,9 млн руб.).
Сумма требований в рамках конкурсного производства (продлится полгода до 27 апреля 2015 года) может быть увеличена. Как сообщил „Ъ“ член некоммерческого партнерства «Альянс» Евгений Грабалин, которого суд вчера назначил конкурсным управляющим (был временным управляющим на стадии наблюдения), общая кредиторская задолженность АК составляет 2,78 млрд руб. Ранее гендиректор авиакомпании Заур Хуснутдинов заявлял „Ъ“, что у ОАО около 3,5 млрд руб. долгов (в том числе — почти 2 млрд руб. краткосрочных обязательств перед кредитными учреждениями).
Собственных средств АК, по словам господина Грабалина, на покрытие долгов не хватит. Согласно отчету управляющего, на 1 июля этого года основные средства АК составляли чуть более 77 млн руб., дебиторская задолженность — 217 млн руб., товарно-материальные ценности — 10,7 млн руб. В июне господин Хуснутдинов говорил „Ъ“, что ценного имущества у компании не осталось. Два Airbus и Boeing АК вернула владельцам, а 12 Cessna Grand Caravan 208 были переданы «Ак барс аэро».
На собрании кредиторов 16 октября господин Хуснутдинов сообщил, что «с целью полного прекращения обязательств по договору кредитования» в пользу «Ак барс аэро» также были списаны здание пожарного депо, авиационно-технический комплекс и земельные участки. Таким образом, из основного имущества на сегодняшний день у АК «Татарстан» остались два Ту-154, которые компания пытается продать как минимум с июня текущего года.
27 октября в беседе с „Ъ“ Евгений Грабалин затруднился предположить, какую сумму конкурсный управляющий может выручить за эти самолеты, отметив лишь, что их рыночная стоимость может отличаться от балансовой.
«Для тех, кто сотрудничал с авиакомпанией „Татарстан“, ситуация неблагоприятная», констатирует глава агентства «Аэропорт» Олег Пантелеев. Он отмечает «вероятность», что проданного имущества хватит на погашение долгов по зарплате перед сотрудниками АК (также включены в реестр на сумму 13,5 млн руб.), однако на удовлетворение требований контрагентов этого «явно не достаточно».
Он напомнил, что ранее обсуждался вопрос, что обязательства по долгам АК возьмет на себя близкий к татарстанскому правительству холдинг «Ак барс». «Но учитывая, что не было указано, когда это произойдет, поставщикам придется списать себе эту задолженность на убытки», — прогнозирует господин Пантелеев.
Отметим, что еще за полмесяца до вчерашнего заседания суда рассматривалась возможность финансового оздоровления АК «Татарстан» — вопрос об обращении к кредиторам с таким предложением должны были рассмотреть акционеры на собрании, назначенном на 15 октября. Об итогах этого собрания не сообщалось. Евгений Грабалин сообщил „Ъ“, что ни в арбитраж, ни кредиторам такого предложения от акционеров не поступало (согласно протоколу собрания кредиторов, только один из его участников голосовал за оздоровление, большинство — за конкурсное производство).
Господин Грабалин считает, что в настоящее время оздоровление предприятие невозможно на фоне убытков по итогам прошлого года в размере 3 млрд руб. Олег Пантелеев пояснил „Ъ“, что еще полгода назад правительство предполагало, что «Татарстан» может заняться техническим обслуживанием и ремонтом судов (продолжать перевозки АК не может из-за отзыва лицензии), но сейчас «ситуация на рынке изменилась не в лучшую сторону». Сокращаются темпы роста рынка авиаперевозок и существует «большая вероятность того, что кредиторская задолженность просто задушит компанию», считает эксперт.