По данным газеты «Коммерсант», ФАС согласовала ходатайство ООО «Зерновая компания "Арети"» о покупке 75% акций АО «Инвест-логистика», говорится на сайте службы.
АО «Инвест-логистика», близкое к сыну генпрокурора РФ Юрия Чайки Артему, в январе 2018 года начало процесс покупки у УВЗ крупного железнодорожного оператора «УВЗ-Логистик» (сделка была одобрена ФАС и советом директоров УВЗ, о закрытии не сообщалось). По словам источника, близкого к группе «Арети», зерновая компания «Арети» входит в группу.
Согласно Kartoteka.ru, «Инвест-логистикой» через ЗАО «СЕТ-Холдинг» и ЗАО «Априори инвест» владеет Александр Самусев, с 2015 года возглавляющий Первую нерудную компанию (ПНК, через ООО УК ПНК принадлежит сыну генпрокурора РФ Юрия Чайки Артему). С июня 2017 года господин Самусев также стал и гендиректором УВЗЛ.
УВЗЛ владеет 37,8 тыс. вагонов, в том числе 27,5 тыс. полувагонов (из них 6,1 тыс. инновационные) и около 10 тыс. цистерн.
По условиям сделки «Инвест-логистики» и УВЗ покупатель УВЗЛ должен будет погасить весь объем долгов и поручительств на примерно 120 млрд. руб. За счет каких средств это будет сделано, стороны не сообщали.
В 2000-х годах Игорь Макаров владел крупнейшим после «Газпрома» производителем газа в России «Итерой», которая в 2013 году была приобретена «Роснефтью». Сумма сделки формально составляла $3 млрд., хотя господин Макаров мог получить ее не полностью.
До 2017 года бизнесмен не совершал крупных покупок (созданная им «Арети» в основном занималась трейдинговыми операциями), но в конце прошлого года купил 50% в группе New Stream Дмитрия Мазурова, которая владеет Антипинским и Марийским НПЗ, а также 25% в Афипском НПЗ.
В конце ноября 2017 года «Совфрахт» подал иск к структурам New Stream за долги НПЗ, запретив использовать вагоны транспортной группы. В результате «Совфрахт» взыскал со структур New Stream 284 млн руб. Продолжается ли сотрудничество этих компаний, неизвестно, но не исключено, что New Stream сможет использовать вагоны УВЗЛ в случае покупки дружественной группой «Арети» транспортного актива.
Сейчас в силу высокого спроса со стороны угольщиков доходность оперирования полувагонами очень высока, с 2016 года она выросла более чем вдвое, до 1,5 тыс. руб. за вагон в сутки.
Что касается менее динамичного рынка цистерн, где грузовая база постоянно падает из-за ухода нефтяных грузов в трубу, он тоже подает признаки восстановления, причем, как ранее говорили эксперты, принципиальное значение для рентабельности бизнеса имеет контроль над крупной долей рынка цистерн (10 тыс. цистерн УВЗЛ — это около 5,5% рынка).
Газпром
Макаров Игорь
Роснефть
СЕТ-холдинг
Совфрахт
Международная группа компаний (МГК) Арети газ холдинг
New Stream Group (Группа компаний Новый Поток)
НГК Итера
Антипинский НПЗ
Марийский нефтеперегонный завод (Марийский НПЗ)
Первая нерудная компания (ПНК)
Инвест-Логистика
Модум-Транс (УВЗ-логистик)
Артём Чайка
Дмитрий Мазуров