По данным газеты «Коммерсант», Виктор Олерский, в июне покинувший посты замминистра транспорта и руководителя Росморречфлота, вместе с совладельцем «Водохода» и «Пола Групп» Ришатом Багаутдиновым и «другими партнерами» ведет переговоры о покупке у Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) финской верфи Arctech Helsinki Shipyard, рассказали источники в отрасли.
Сделка может быть закрыта до конца года, сумма не раскрывается. Кроме денег ОСК получит Невский судостроительно-судоремонтный завод (Невский ССЗ) в Шлиссельбурге, бенефициары которого — Ришат Багаутдинов и Владимир Касьяненко.
О том, что сделка «на финальной стадии», заявил 30 октября 2018 года на заседании российско-финляндской межправкомиссии по экономическому сотрудничеству глава ОСК Алексей Рахманов.
В Минпромторге сообщили, что вопрос продажи Arctech находится «на особом контроле». Там уточнили, что ОСК с августа вела переговоры с российскими инвесторами «для сохранения и использования данного актива в интересах РФ».
Источник, знакомый с деталями сделки, говорит, что основным вопросом остаются долги финской верфи: «По двум из трех историй платежей стороны договорились, но идут переговоры о формате капитального займа, который ОСК списать не может».
По словам собеседника, возврат средств планируется привязать к исполнению бизнес-плана Arctech на 10–15 лет, а «процентная история останется за ОСК». Он считает, что Невский ССЗ может быть интересен корпорации, поскольку загружен заказами, а в перспективе готов строить суда «река-море».
Другие источники на рынке называют и Arctech, и Невский ССЗ «проблемными активами», в первую очередь из-за долговой нагрузки.
ОСК выкупила Arctech в 2011–2014 годах у корейской STX Corporation. Верфь специализируется на судах ледового класса, выручка в 2017 году — 15,8 млрд. руб., чистый убыток — 2,7 млрд. руб.
В портфолио Невского ССЗ указаны сухогрузы и теплоходы, буксиры, морские танкеры, суда ледового класса Arc4, а в июне верфь выиграла конкурс на строительство паромов на СПГ Усть-Луга — Балтийск.
Проблемы Arctech начались в 2014 году, когда ОСК попала под санкции США и верфи стало сложно привлекать средства в зарубежных банках, мешала и девальвация рубля. В итоге Arctech получила убытки от строительства ледокола «Мурманск» для Росморпорта и была оштрафована на $50 млн. «Совкомфлотом» за задержку сдачи четырех судов для проекта «Сахалин-2», не смогла получить заказ на круизный лайнер для японской Peace Boat.
Затем ОСК безуспешно искала иностранных партнеров. В двадцатых числах октября 2018 года Алексей Рахманов сообщил, что у ОСК три предложения от претендентов на Arctech, пообещав сделать выбор «самое позднее на следующей неделе». Он отмечал, что одно из условий ОСК — после продажи сохранить доступ к интеллектуальной собственности и работу в кооперации.
Arctech считается возможным участником проектов строительства ледоколов на СПГ, которые планируют заказывать НОВАТЭК и «Атомфлот». По словам источников, знакомых с ситуацией, будущие собственники верфи уже ведут переговоры и поиск контрактов (речь может идти о круизных судах ледового класса, ледоколах и др.).
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что для ОСК сделка была бы выгодна даже в виде обмена активами без выплат: «Стало понятно, что придать новый импульс развитию Arctech и вывести ее на прибыль в течение 7–10 лет не удалось бы даже без учета наложенных штрафов».
Со сменой владельца верфь выйдет из-под санкций, отмечает эксперт. Оценить активы он не берется из-за их долгов, но отмечает, что Невский ССЗ усилит гражданский дивизион ОСК и «создаст синергию по строительству малых и средних судов».