Компания челябинского бизнесмена Артура Никитина «Стройсвязьурал-1» подала иск к Сбербанку на сумму более 1,7 млрд рублей. Истец считает, что банк, угрожая уголовной ответственностью, заставил его продать заложенный торговый комплекс «КС» в Челябинске дешевле рыночной цены.
В Сбербанке все обвинения опровергают. Юристы считают, что оспаривать сделку бессмысленно, поскольку бизнесмену все равно придется возвращать долг банку, а рыночная стоимость могла быть оспорена только в рамках суда о банкротстве компании.
12 декабря 2014 года в Челябинский арбитражный суд поступил иск ООО «Стройсвязьурал-1» (принадлежит бизнесмену Артуру Никитину) о взыскании со Сбербанка 1,769 млрд рублей, сообщается на сайте суда. Документов о предмете иска в суд пока не поступило.
«Речь в иске идет о взыскании в качестве компенсации убытков по „сделке с принуждением” (предприниматель считает, что банкиры, угрожая уголовной ответственностью, заставили его отдать торговый комплекс „КС” дешевле рыночной стоимости)», — рассказал челябинский политолог Александр Подопригора после телефонного разговора с бизнесменом. По его словам, господин Никитин сейчас находится в Германии.
Напомним, что ТЦ «КС» был реализован в ходе электронных торгов по продаже имущества компании «Стройсвязьурал-1», принадлежащей бизнесмену Артуру Никитину, в рамках процедуры внешнего управления. Помещение находилось в залоге у Сбербанка, которому предприятие было должно 1,5 млрд рублей.
При этом актив удалось продать только со второго раза. Первоначально ТЦ планировалось продать за 1,28 млрд рублей, но на первичных торгах покупателей на данное имущество по этой цене не нашлось. Гипермаркет был продан только на повторных торгах по цене на 10% ниже, чем была определена судом. ТЦ купила компания «Аякс Екатеринбург» (аффилирована с екатеринбургским девелопером Mallino Development Group), она приобрела объект за 1,15 млрд рублей.
«Никаких угроз и принуждений к заключению мирового соглашения в отношении господина Никитина наш банк не совершал, — рассказали в пресс-службе Уральского банка Сбербанка. — Заключение мирового соглашения — процедура публичная, а сам документ утвержден судом. Гипермаркет „КС” как предмет залога банка был реализован на публичных торгах в процедуре внешнего управления».
Представители банка рассказали, что начальная продажная цена гипермаркета была установлена определением арбитражного апелляционного суда и подтверждена отчетом независимого оценщика в сумме 1,258 млрд рублей.
«Заявления господина Никитина о том, что действительная рыночная стоимость гипермаркета составляла 2,7 млрд рублей, являются субъективными и голословными. Если бы его цена действительно была такой, имущество было бы продано еще на первых торгах и по цене, превышающей установленные судом 1,258 млрд рублей», — отметили в банке, подчеркнув, что пока не получал уведомления об иске.
«Но если опубликованная в СМИ информация о содержании заявления Артура Никитина соответствует действительности, мы оцениваем шансы истца на победу в судебном споре как нулевые», — считают в Сбербанке.
Аналогичного мнения придерживается старший партнер ГК «Интеллект-С» Роман Речкин. «В любом случае оспаривать сделку саму по себе — бессмысленно, поскольку это не влияет ни на сам долг, ни на залог. И наконец, нужно учитывать, что начальная цена имущества для его реализации устанавливается арбитражным судом в деле о банкротстве. Поэтому оспаривать цену реализуемого в рамках банкротства имущества можно только в банкротном деле, а не путем предъявления отдельного иска», — говорит он.