Последний крупный западный инвестор — немецкий Daimler Truck (производитель грузовиков, входящий в Mercedes-Benz Group, бывшую Daimler AG) — покинул отечественный автопром. Концерн продал свои 15% акций в «Камазе», сообщил в интервью «Ведомостям» генеральный директор крупнейшего российского производителя грузовиков Сергей Когогин.
«Их дальнейшие планы в отношении нашей компании не известны. Для нас гораздо важнее то, что прекращение взаимоотношений с европейскими партнерами, изменившее, безусловно, наш продукт, не повлияло на нашу возможность производить коммерческую технику и развивать наш модельный ряд», — рассказал Когогин. Он не стал раскрывать, кто стал покупателем акций и сумму сделки.
Сделка прошла, все одобрения получены, уточнил источник, близкий к «Камазу», не раскрыв подробностей. Основными акционерами «Камаза» остаются «Ростех» (47,1%) и компания «Автоинвест» (23,5%). «Автоинвест» принадлежит Рубену Варданяну (владеет 20% через доверительного управляющего), Когогину (30%) и бизнесмену Николаю Тимохину (50%), пишет газета.
Forbes напоминает, что ранее из активов в российской автомобильной промышленности вышли другие крупнейшие западные автоконцерны, в январе завода корейской Hyundai в Санкт-Петербурге купила компания «Арт-финанс». Немецкий концерн стал акционером «Камаза» в 2008 году, купив 10% производителя грузовиков у инвестиционной компании «Тройка диалог» Рубена Варданяна за $250 млн. В 2010 году Daimler и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) купили еще 5% «Камаза»: 1% — Daimler; 4% — ЕБРР. Позднее Daimler выкупил у банка 4% акций.
В мае 2019 года Daimler и «Камаз» открыли завод каркасов кабин для тягачей на производственной площадке «Камаза» в Набережных Челнах. Управляющим проекта стало паритетное совместное предприятие «Даймлер Камаз рус» («ДК рус»). Завод мощностью 55 000 кабин стоил 14 млрд рублей. В январе 2023 года «Камаз» консолидировал 100% «ДК рус» и переименовал его в «Тракс восток рус». За полгода до этого эта компания стала дистрибьютором линейки среднетоннажных фургонов «Компас», которые «Камаз» выпускает в партнерстве с китайской JAC.
Крупнейший производитель грузовиков в мире Daimler Truck решил приостановить сотрудничество с «Камазом» в феврале 2022 года. 26 февраля 2022 года «Камаз» попал под санкции Евросоюза в ответа на начатую 24 февраля военную спецоперацию на Украине. 28 февраля гендиректор компании Сергей Когогин опубликовал видеообращение, в котором заявил, что в «Камазе» согласовали план действий с правительством и «намерены продолжать сотрудничество и выполнять все взятые на себя обязательства».