По данным газеты «Коммерсант», ECCO Sko A/S обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с ходатайством о приобретении 100% ООО «ЭККО-Рос» и прав, позволяющих определять условия деятельности ООО «ЭККО-Петербург», сообщило ведомство 18 ноября 2019 года.
«ЭККО-Рос» — эксклюзивный дистрибутор обуви ECCO в России. Согласно ЕГРЮЛ, компания на паритетных началах принадлежит Андрею Севагину и гендиректору Ивану Штопелю. Они же в равных долях владеют «ЭККО-Петербург».
По собственным данным, «ЭККО-Рос» управляет почти 230 магазинами в России, точками в Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, Армении и Азербайджане. В годовом отчете ГК «Обувь России» (управляет магазинами Westfalika, «Пешеход», Emilia Estra и Lisette) ECCO называется крупнейшей обувной сетью в РФ в верхнем ценовом сегменте.
В 2018 году выручка «ЭККО-Рос» выросла на 5,24%, до 12,5 млрд. руб., чистая прибыль упала на 71,46%, до 153,33 млн. руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»).
ECCO Sko A/S — головная структура датской ECCO Group, следует из данных на сайте компании. Компания принадлежит семье основателя Карла Тусби. Как сказано в ее годовом отчете, на конец 2018 года ECCO управляла 2,25 тыс. магазинов в 99 странах. Выручка за этот период — €1,3 млрд. (91,68 млрд. руб. по курсу ЦБ на 19.11.2019 г.), прибыль — €135,88 млн. (9,58 млрд. руб.).
Исходя из этих данных долю России в продажах ECCO можно оценить почти в 14%.
В «ЭККО-Рос» 28 ноября 2019 года сообщили "Ъ", что переговоры о возможном слиянии производителя и владельца бренда ECCO с «ЭККО-Рос» действительно ведутся, но никаких договоренностей на текущий момент не достигнуто.
В компании отметили, что развитие российского бизнеса в 2019 году соответствует утвержденной стратегии. Снижение объемов продаж в 2017 году соответствовало темпам развития экономики и не превышало общего падения спроса и покупательной способности населения, добавили в «ЭККО-Рос»: «Руководство компании прогнозировало данное падение, в связи с чем были закрыты несколько убыточных магазинов».
В компании также добавили, что в 2018 году оборот «ЭККО-Рос» превысил аналогичный показатель 2017 года на 5,24%, а за десять месяцев этого года соответствует аналогичному периоду 2018 года. В 2020 году планирует открытие 21-го магазина и увеличение оборота по отношению к 2019 году, сообщили в «ЭККО-Рос».
По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, ECCO с 2017 года испытывает сложности с продажами и эффективностью бизнеса в России и только в 2019 году сможет вернуть оборот на уровень 2016 года.
Тогда «ЭККО-Рос» получила 13,03 млрд. руб. выручки, годом позже показатель сократился на 8,8%, до 11,87 млрд. руб. При этом господин Бурмистров не исключает, что в 2019 году компания может получить убыток.
По данным Fashion Consulting Group, из-за ослабления рубля продажи обуви в 2018 году остались на уровне 2017 года — около 680 млрд. руб.
Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская поясняет, что международные компании могут использовать партнеров для выхода на новые рынки, так как у тех есть необходимые связи с девелоперами, таможней, знание конъюнктуры и пр.
Но, указывает она, когда рынок, развиваемый партнером, становится интересным и стратегически важным для собственного развития, головной бренд может изменить стратегию. Как отмечает госпожа Рождественская, из-за неподходящего партнера компания рискует совсем потерять местный рынок, а повторный выход в страну в таком случае будет сложным.
Как полагает Михаил Бурмистров, для усиления позиций на рынке ECCO необходимы реконструкция действующих магазинов и активизация программы открытия новых объектов. «Видимо, владельцы российского дистрибьютора к таким инвестициям оказались не готовы»,— отмечает эксперт.
Стоимость всего бизнеса «ЭККО-Рос» господин Бурмистров оценивает не менее чем в 5 млрд. руб. По его подсчетам, в обновление одного магазина ECCO потребуется вложить около 3–4 млн. руб., потенциально компания может открыть в РФ еще до 200 новых точек, на что уйдет до 2 млрд. руб.