Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'25
70
1 443
IV кв.'24
180
7 901
III кв.'24
99
12 633

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 806,11  (+8,84%)
1 126,55  (-0,14%)
6 173,07  (+32,05%)
107 171,87  (+29,45%)
2 418,20  (-8,03%)
67,39  (-0,34%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • «Деметра-холдинг» продал часть своих железнодорожных активов оператору…

«Деметра-холдинг» продал часть своих железнодорожных активов оператору «Атлант»

25.06.2025, Mergers.ru
Объединяющий активы в сфере экспортной логистики и торговли зерном «Деметра-холдинг» продал принадлежащие ему 49% железнодорожного оператора «Транслес» и 100% Грузовой компании другому оператору – компании «Атлант». Об этом «Ведомостям» рассказали представители обеих организаций.

Сделки являются частью долгосрочной стратегии холдинга, подразумевающей фокусировку на ключевом направлении бизнеса – зерновой логистике, добавил представитель «Деметры».

Обе сделки реализуются в рамках стратегии развития группы «Трансфин-М» (этой лизинговой компании принадлежит «Атлант»), говорит представитель оператора. «Мы укрепляем позиции в сегментах полувагонов и крытых вагонов, – пояснил он. – Это позволит улучшить сервис и качество оказываемых услуг для клиентов-грузовладельцев, повысить их транспортную безопасность, выстроить эффективное управление вагонами совместно с РЖД».

Приобретение доли в «Транслесе» позволит «Атланту» расширить спектр услуг как для действующих, так и для будущих клиентов компании, добавил он. В конце 2024 г. «Атлант» уже приобрел у «Деметры» контрольный пакет «Транслеса» – 51%. Стоимость доли составила 5,75 млрд руб., следует из отчета по МСФО «Трансфин-М» за 2024 г. Теперь «Атлант» консолидировал 100% перевозчика лесных грузов.

Стоимость новых сделок по «Транслесу» и Грузовой компании стороны не раскрывают. По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, стоимость сделки по продаже почти половины «Транслеса» и Грузовой компании составила не менее 150 млрд руб.

«Транслес» за 2024 г. перевез около 4,9 млн т грузов, что сопоставимо с результатами 2023 г. Выручка компании по РСБУ выросла в годовом выражении на 37% до 8,07 млрд руб., себестоимость продаж – на те же 37% до 5,66 млрд руб., чистая прибыль увеличилась сразу в 9 раз до 657 млн руб. Перевозки Грузовой компании за прошлый год также остались на уровне 2023 г. и составили почти 26 млн т. Выручка по РСБУ увеличилась на 23% до 36,4 млрд руб., себестоимость продаж – на 14% до 20,56 млрд руб., но чистая прибыль упала в 7 раз до 777 млн руб.

Сам «Атлант» в прошлом году снизил перевозки грузов на 13% до 37,4 млн т, с этим показателем компания заняла 8-е место в рейтинге Infoline Rail Russia Top. Выручка оператора по РСБУ составила 71,2 млрд руб. (+13% год к году), себестоимость продаж – 38,4 млрд руб. (+4%), чистая прибыль выросла на 11% почти до 17 млрд руб.

В собственности «Транслеса» 7100 лесовозных платформ, у Грузовой компании 38 600 вагонов, из которых 13 200 – инновационные полувагоны повышенной грузоподъемности, 24 500 – типовые полувагоны, остальное – около 900 шт. – прочий подвижной состав.

В собственности «Атланта» сейчас было 63 100 единиц подвижного состава. Таким образом, в результате сделок образуется оператор с общим парком в 107 900 грузовых вагонов. Лидером рынка по количеству вагонов в управлении является Федеральная грузовая компания РЖД: на ее сайте указан парк в 134 300 единиц.

Приобретение операторских компаний было согласовано с ФАС, говорит источник, близкий к одной из сторон сделки. «Ведомости» направили запросы в ФАС, Минтранс и РЖД.

В конце 2024 г. ВТБ продал принадлежавшие ему 100% компании «Аврора инвест», которая владеет Первой грузовой компанией (ПГК, ранее принадлежала структурам владельца НЛМК Владимира Лисина). В начале 2025 г. «Коммерсантъ» писал о признаках консолидации ПГК с «Трансфин-М» и «Атлантом». О «высокой вероятности» приобретения ПГК структурами «Трансфин-М» говорил и источник «Ведомостей» в одной из лизинговых компаний. Парк ПГК к концу 2024 г. насчитывал около 100 000 вагонов в управлении.

Бурмистров называет логичной консолидацию операторов в сегменте универсального подвижного состава в условиях снижения ставок на оперирование вагонами и доходности компаний этого сегмента. «Атлант» увеличивает собственный парк, что повысит устойчивость его бизнеса и снизит издержки, полагает эксперт. Он допускает, что тренд на консолидацию на операторском рынке продолжится.

Завершение сделки по приобретению «Атлантом» вагонных активов Грузовой компании и «Транслеса» – один из шагов по перестройке рынка, считает управляющий партнер и сооснователь Rollingstock Agency Александр Поликарпов. Он ожидает, что отрасль придет к олигопольному состоянию вагонного рынка, когда основные перевозки будут осуществляться в вагонах небольшого количества мейджоров, а независимые от них игроки будут работать в узких специализированных нишах.

Но ставки аренды типовых полувагонов по новым долгосрочным договорам с начала года существенно снизились. Если в начале года они составляли порядка 2600 руб. в сутки, то уже в мае опустились примерно до уровня 1900–1950 руб. в сутки, отмечает Бурмистров. В июне снижение продолжается и приближается уже к 1800 руб. в сутки, говорит он. Эксперт объясняет сложившуюся ситуацию сокращением погрузки, а также действиями РЖД по борьбе с порожними вагонами на сети. Из-за этого отправители испытывают дефицит порожних вагонов для отгрузки, а затем сталкиваются со сложностями в согласовании отправок груженых вагонов, объясняет Бурмистров.

В результате объем парка, не задействованного в перевозках, сейчас составляет порядка 150 000 вагонов, что почти вдвое больше, чем годом ранее, продолжает он. Во избежание рисков простоя операторы вынуждены демпинговать и предлагают более низкие ставки. Кроме того, часть убытков, которые добывающие компании получают при отправлении угля на экспорт, перекладывается на операторов, добавляет эксперт.

Сами железнодорожные грузоперевозки продолжают снижаться. По оперативной информации РЖД, погрузка на сети в мае упала год к году на 9,4% до 94,6 млн т, а в первые пять месяцев этого года – на 7,3% до 465,2 млн т. При этом погрузка угля (основной груз для полувагонов) в январе – мае снизилась в годовом выражении на 3,4% до 138,2 млн т, а лесных грузов – на 3,1% до 11,4 млн т.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст