Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) создаст собственную кэптивную лизинговую компанию на основе "Гознак-лизинга", который предполагается получить от Росимущества. "Гознак-лизинг" уже работает на рынке лизинга судов, сотрудничая в основном с верфями ОСК.
Впрочем, сейчас сегмент судового лизинга в РФ развит очень слабо, на него приходится всего 2% от общего портфеля лизинговых компаний. По мнению экспертов, резкого роста спроса со стороны судовладельцев в ближайшее время не предвидится.
29 октября 2015 года на regulation.gov.ru Минпромторг опубликовал проект указа президента, который предусматривает передачу от Росимущества ОСК пакетов акций 17 компаний.
В основном речь идет о верфях и конструкторских бюро, где ОСК уже владеет контрольным пакетом. Например, корпорации будет передано 18,2% "Адмиралтейских верфей", 16,7% "Звездочки", 48,5% "Севмаша" и т. д. Эта передача пакетов — техническая.
В пояснительной записке Минпромторга говорится, что изначально ОСК получила от государства 100% минус одну акцию в этих активах, но затем предприятия получали господдержку из бюджета в обмен на акции, и доля государства в их уставном капитале выросла.
Теперь ОСК получит пакеты назад через допэмиссию. После подписания указа ОСК должна получить доли в течение 18 месяцев, до этого они будут у нее в доверительном управлении.
Но помимо акций верфей и КБ ОСК получит и 100% минус одну акцию лизингового ЗАО "Гознак-лизинг". В пояснительной записке отмечается, что в госпрограмме "Развитие судостроения до 2030 года" лизингу "отводится значительная роль в процессе восстановления и развития судостроительных компаний", в том числе входящих в ОСК.
Поэтому в Минпромторге считают целесообразным для этого "использовать уже существующую лизинговую компанию". В августе глава ОСК Алексей Рахманов говорил, что корпорация предлагает создать кэптивную лизинговую компанию в своей структуре, которая позволила бы "решить проблему строительства судов и предоставления относительно недорогого финансирования для судовладельцев".
В ОСК 29 октября сообщили "Ъ", что передача "Гознак-лизинга" позволит "создать кэптивную лизинговую компанию, которая обеспечит привлечение новых заказов". "Компания получит первое финансирование уже в 2016 году",— добавили в ОСК, не раскрыв объемы.
Летом господин Рахманов говорил, что в 2008-2011 годах корпорация "получила 6,4 млрд руб. в уставный капитал, отдала под 2/3 ставки рефинансирования лизинговым компаниям", это в итоге позволило построить 29 судов на 10 млрд руб.
"Мы посчитали, что если увеличить вложения до 33 млрд руб., то мы можем на 140 млрд руб. построить судов",— сказал тогда глава ОСК.
"Гознак-лизинг" создан в 2002 году как структура Гознака, но в 2006 году 100% акций были переданы Росимуществу. Сейчас компания занимается в основном лизингом судов и сотрудничает с ОСК.
По данным "Эксперт РА", "Гознак-лизинг" по итогам первого полугодия занимает 30-е место в рейтинге лизинговых компаний РФ по объему портфеля: он составлял 4,8 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 2 млрд руб.
Из презентации "Гознак-лизинга" следует, что по итогам 2014 года в его портфеле было 17 судов (включая понтоны), большая часть из которых построена ОСК, в том числе на астраханском заводе "Лотос".
В 2015 году "Лотос" спустил на воду два танкера проекта RST25, заказчиком которых был "Гознак-лизинг", а лизингополучателем — Московское речное пароходство.
Во вторник - 27.10.2015 г. завод "Красное Сормово" (входит в ОСК), "Гознак-лизинг" и "Волготранс" подписали контракты на поставку двух танкеров-химовозов проекта RST27 в 2017 году.
Пока лизинг судов в России развит очень слабо. По оценкам "Эксперт РА", доля судов в общем объеме лизинга по итогам первого полугодия составляла лишь 2,3%.
В этом году сегмент резко сократился, его доля в общей стоимости имущества по новым лизинговым договорам в РФ упала в январе--июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 81%, до 0,4% (в целом объем новых контрактов упал почти на 30%).
Но глава "InfoLine-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что создание собственной лизинговой компании может стать "эффективным инструментом выхода ОСК на внутренний рынок судов для речного и рыболовецкого флота", но придется обеспечить более привлекательные финансовые условия кэптивной структуры, чем у крупнейших лизинговых госкомпаний.
Как отмечает эксперт, в 2015-2016 годах развитие сегмента лизинга в судостроении "не потребует значительных финансовых ресурсов" (не превысит 2-3 млрд руб.), поскольку спрос со стороны российских судовладельцев в гражданском сегменте остается низким.