По данным газеты «Коммерсант», в составе акционеров "Трансконтейнера" произошли заметные изменения: из капитала компании вышел Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), продавший свои 9,24% акций. Покупателем стал НПФ "Благосостояние", доля которого в "Трансконтейнере" превысила 20%.
Сделка отражена на Московской бирже 4 апреля. Ее общая сумма — 2,75 млрд руб., цена акции — 2,39 тыс. руб., что дает премию примерно 15% к средней стоимости бумаги за полгода.
ПАО "Трансконтейнер" — крупнейший контейнерный оператор РФ, его доля в контейнерных перевозках по железной дороге в 2015 году составила 45,9%. Выручка по МСФО за 2015 год — 42,5 млрд руб., EBITDA — 6,5 млрд руб., чистая прибыль — 2,8 млрд руб.
50% плюс 2 акции "Трансконтейнера" принадлежат Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), подконтрольной ОАО РЖД. 11,2% акций владела УК "Трансфингруп" НПФ "Благосостояние". 24,17% акций у FESCO, подконтрольной группе "Сумма" Зиявудина Магомедова.
Ранее "Трансконтейнер" виделся как ключевой актив ОТЛК, которая должна была стать крупнейшим контейнерным оператором России, Белоруссии и Казахстана, объединив также контейнерные и терминальные активы белорусских и казахстанских железных дорог.
Но, после того как Владимира Якунина во главе ОАО РЖД сменил Олег Белозеров, консолидация ОТЛК застопорилась, а в январе господин Белозеров объявил, что монополия договорилась с "Казахстан темир жолы" (КТЖ, "Железные дороги Казахстана") об изменении формата ОТЛК.
СП продолжит существовать в "облегченном" формате, активы в нее вноситься не будут, а ОАО РЖД заберет из нее "Трансконтейнер" и "РЖД-Логистику". Срок вывода "Трансконтейнера" за пределы ОТЛК не назывался; приблизительно, он может занять около года.
Как поясняют в ЕБРР, продажа связана с инвестполитикой банка, которая предполагает вхождение в капитал компании на определенный срок и последующий выход из него. Инвестгоризонт относительно короток — как правило, пять-семь лет.
В НПФ "Благосостояние" подтвердили факт приобретения пакета у ЕБРР, пояснив, что компания серьезно недооценена, к тому же, теперь фонд получит еще одно место в совете директоров, что даст ему совместно с ОАО РЖД квалифицированное большинство.
Только для одного из акционеров "Трансконтейнера" покупка пакета у ЕБРР была бы принципиальна с точки зрения наращивания контроля над компанией — FESCO это позволило бы собрать блокпакет.
В "Сумме" говорят, что заинтересованы в увеличении пакета в "Трансконтейнере" (от дальнейших комментариев в группе отказались). Источник, знакомый с ходом переговоров между акционерами "Трансконтейнера", рассказал, что "Сумма" была готова предложить ЕБРР за долю от 3 млрд руб. и оповещала продавца об интересе к бумагам, но в предметные переговоры банк не вступил.