Каждый из операторов рассчитывает забрать себе половину салонов (всего их более 4 000), чтобы присоединить к монобрендовым розничным сетям.
Представитель «Евросети» Ульяна Смольская сообщила, что никакого решения совета директоров «Евросети» по разделению нет, а комментировать обсуждение акционерами будущего она не уполномочена.
Один из источников, слышавших о разделении знает, что бренд «Евросеть» после сделки может исчезнуть. О разделении бизнеса операторы задумались из финансовых соображений, говорит другой собеседник: операторы считают более эффективной работу с монобрендовой розницей, а содержание условно независимой сети, как им кажется, потеряло смысл.
По мнению еще одного источника, бизнес «Евросети» вошел в противоречие с задачами операторов: основной заработок «Евросети» – продажа телефонов, а задача операторов – как можно большее количество контрактов с абонентами.
Первым из нынешних владельцев долю в «Евросети» купил «Вымпелком» – в 2008 г. он приобрел 49,9% ритейлера за $226 млн у Александра Мамута; тот, в свою очередь, незадолго до этого приобрел 100% «Евросети» у ее основателей Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева.
Затем Мамут и «Вымпелком» попытались провести первичное размещение акций ритейлера, но это у них не получилось, и в декабре 2012 г. Мамут продал оставшуюся часть «Евросети» за $1,07 млрд: 0,1% докупил «Вымпелком», по 25% приобрели «Мегафон» и компания Garsdale (объединила активы Алишера Усманова с партнерами: 100% акций «Скартела» и более 50% акций «Мегафона»).
«Вымпелком» довел долю до 50%, а два новых покупателя заключили опцион, по которому доля Garsdale и перешла к «Мегафону» в июле 2014 г.: «Мегафон» поменял 25% «Евросети» на 3,65% своих акций.
В прошлом году «Евросеть» вступила в ценовую войну с конкурентом – розничной сетью МТС: та объявила о снижении цен на смартфоны почти до себестоимости. Таким образом оператор, как раз прекративший сотрудничать с независимой сетью сотовых салонов «Связной», рассчитывал привлечь дополнительных посетителей и заодно подключить больше абонентов.
Вскоре после этого сама «Евросеть» прекратила торговать устройствами одного из лидеров мобильного рынка – корейского Samsung. Так же поступили и фирменные салоны ее акционеров, и «Связной» – а МТС стала крупнейшим продавцом смартфонов Samsung.
Конфликт сослужил плохую службу «Евросети»: ее выручка за девять месяцев 2015 г. сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 15%.
Правда, компании удалось увеличить чистую прибыль: за девять месяцев 2015 г. она получила 1,09 млрд руб. – тот же период 2014 г. принес 175,5 млн руб. чистого убытка.
Выручку за весь 2015 год компания и ее акционеры не раскрыли. А вот чистая прибыль «Евросети» составила 1,48 млрд руб. против 0,87 млрд годом ранее (рост – на 70,6%).
Структура владения бизнесом в паритете в данном случае не показала своей эффективности, считает аналитик «ФК Открытие» Александр Венгранович: операторы все-таки конкурируют между собой и наверняка у них могли возникать разногласия в стратегии развития «Евросети».
Возможно, причина в том, что в монобрендовых салонах операторам удается привлекать более качественных абонентов, которые дольше остаются в сети, предполагает Венгранович.