6 октября 2014 года губернатор Пермского края Виктор Басаргин сообщил членам своего правительства и администрации о том, что отправил главе ФАС Игорю Артемьеву концепцию новых торгов по привлечению инвестора к аэропорту «Пермь».
По информации „Ъ“, концепцию разрабатывала английская юридическая фирма Herbert Smith. Как выяснил „Ъ“, сами торги предварит квалификационный фильтр: допуск к аукциону получат профильные участники рынка. Среди критериев: опыт управления аэровокзальными комплексами, опыт строительства аэровокзальных комплексов (не менее 25 тыс. кв. м), финансовое положение участника.
Для участия в самом аукционе участнику необходимо будет перечислить крупный задаток организатору — ОАО «Корпорации развития Пермского края» (КРПК) — не менее 300 млн руб. Предполагается, что покупатель акций аэропорта в полном объеме и сразу оплатит покупку, но 75% акций перейдут к нему поэтапно. Так, 51% акций победитель получит только при начале строительства нового терминала, и окончательно сделка будет закрыта после сдачи объекта в эксплуатацию.
Строительство терминала будет вести новое юрлицо. Компанию-оператора создадут победитель торгов и КРПК. Госкомпании в новом юрлице будет принадлежать не менее 25% плюс одна акция. Инвестор должен будет привлечь на депозит новой компании средства для строительства терминала — в сумме не менее 2 млрд руб. По оценке источника „Ъ“ в правительстве, общий объем средств, который понадобится инвестору для участия в конкурсе, — не менее 3 млрд руб.
Таким образом, «Корпорация развития» и ее консультант постарались учесть все критерии, ранее публично сформулированные пермским губернатором. Господин Басаргин заявлял „Ъ“, что передача краевого пакета аэропорта инвестору состоится только при условии выполнения инвестиционных обязательств.
Он также обещал, что средства инвестора поступят собственнику аэропорта — в бюджет Пермского края в полном объеме на момент заключения сделки, а также до выполнения обязательств власти не допустят победителя до управления операционной деятельностью аэропорта. Анонсировал губернатор и резервирование в полном объеме средств на строительство терминала.
Напомним, что в феврале 2013 года был проведен конкурс по поиску инвестора для строительства нового аэровокзального комплекса, который выиграла компания «Кольцово-Инвест», входящая в группу «Ренова» Виктора Вексельберга. В апреле 2013 года с компанией-победителем был заключен инвестиционный меморандум.
Один из участников конкурса — «Базэл Аэро» остался недоволен итогами конкурса и обратился в ФАС. Антимонопольный орган в результате проверки обнаружил нарушения и возбудил дело в отношении краевых властей и победителя. В антимонопольном органе посчитали, что организаторы отбора инвестора создали преимущественные условия для «Кольцово-Инвест».
Спустя три месяца после возбуждения дела Виктор Басаргин принял решение об отмене итогов конкурса и меморандума о реализации этого инвестиционного проекта. Он также поручил ОАО «Корпорация развития Пермского края» и ОАО «МАП» приступить к разработке проектной документации нового аэровокзала. В то же время правительству удалось убедить депутатов дать согласие на приватизацию 75% МАП через «Корпорацию развития Пермского края».
ОАО «МА Пермь» (100% акций в краевой собственности) приняло в 2013 году 1,15 млн человек. Выручка компании с момента реорганизации из краевого учреждения в ОАО (11 марта 2013 года. — „Ъ“) составила 674,4 млн руб. (в 2012 году — 660,3 млн руб.). Чистая прибыль общества составила 147 млн руб. против 101 млн руб. в 2012 году.
Участник предыдущего конкурса (его проводил сам МАП) должен был отвечать нескольким специальным требованиям. Так, претендент должен в течение двух последних лет иметь в конце года балансовую стоимость активов не менее 3 млрд руб., при этом размер его собственных средств должен составлять как минимум 1 млрд руб.
Отдельно учитывался опыт претендента: он должен в течение трех лет эксплуатировать российский аэропорт с пассажиропотоком в 2 млн человек в год. Также требовалось наличие опыта завершения строительства или реконструкции как минимум одного пассажирского терминала аэропорта общей площадью не менее 20 тыс. кв. м на территории РФ в течение последних десяти лет.
У компании должен быть опыт привлечения не обеспеченного госгарантией финансирования за последние десять лет в отношении хотя бы одного проекта по строительству аэропортовой инфраструктуры в РФ. Причем объем привлеченного заемного финансирования — не менее 1 млрд руб. при общей стоимости проекта не менее 5 млрд руб.
Победитель конкурса должен выкупить допэмиссию ОАО «МА „Пермь“» и стать основным акционером аэропорта. Согласно планам краевых властей инвестор должен вложить в строительство 4 млрд руб. Пропускную способность аэропорта планируется увеличить до 2 млн пассажиров в год.
В компании «Аэропорты регионов», которая считается одним из основных претендентов на пермский актив, параметры концепции комментировать отказались. Эксперты считают заявленные критерии жесткими.
«Схема, разработанная британцами, безусловно, защищает интересы правительства, так как позволяет при любом исходе получить „деньги вперед“ и сохранить блокпакет, а до этапа строительства — и контроль над активом. Предложенный вариант, очевидно, ставит потенциального инвестора в ситуацию, когда он будет должен соблюдать обязательства по срокам строительства и по параметрам объекта», — полагает руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Он отмечает, что «обратной стороной такой перестраховки является создание непростых условий для инвестора: деньги за пакет надо будет отдать сразу, а выручка от объекта будет поступать пропорционально его доле, что затрудняет использование этих средств».
«С учетом того, что занимать деньги сегодня достаточно дорого, а инвестору нужно будет сразу и оплатить актив, и найти деньги для строительства, это либо ограничит круг интересантов — участников конкурса, либо „собьет“ цену. А главное — все издержки инвестор переложит на тарифы.
Если условия, озвученные пермскими властями, очень хорошо смотрятся с точки зрения возможности получить деньги в бюджет „здесь и сейчас“, то с точки зрения сохранения темпов роста авиаперевозок могут возникнуть проблемы, тем более на фоне неблагоприятного положения дел в экономике в целом», — полагает эксперт.
Председатель бюджетного комитета заксобрания края Елена Зырянова надеется, что, составляя столь жесткие условия, краевые власти согласовали их хотя бы с парочкой претендентов: «Если это одностороннее решение, есть риск не продать ничего». В то же время, полагает она, «мягкие условия — это путь к долгострою».