По данным газеты «Коммерсантъ», Группа First Quantum вчера заявила, что предложила своему партнеру по «Национальной контейнерной компании» (НКК), группе FESCO, выйти из проекта строительства Усть-Лужского контейнерного терминала (УЛКТ), распределив свою долю между остальными акционерами. Пойти на данный шаг First Quantum заставил отказ FESCO финансировать строительство УЛКТ. Также, по мнению руководства первой, являясь владельцем долей акций терминалов НКК, FESCO фактически не намеревается принимать активное участие в процессе управления бизнесом.
Конфликт объясняется тяжелым финансовым положением FESCO. У FESCO много заимствований (совокупный долг составляет $1,12 млрд.), и теперь она не может поддерживать заявленные планы инвестиций в УЛКТ, которые нужны терминалу, особенно в тяжелый период кризиса, тогда как у First Quantum долгов практически нет. Но срыв сроков ввода в строй УЛКТ может вызвать у его акционеров осложнения в отношениях с госструктурами, поскольку строительством терминалов в порту Усть-Луга активно интересуется лично премьер Владимир Путин. Более того, строительство терминала неразрывно связано с терминалом First Quantum в Вильгельмсхафене, который поддерживается правительством Германии.
«Национальная контейнерная компания» (НКК) - крупнейший в России и СНГ оператор контейнерных терминалов. НКК управляет сетью морских и наземных контейнерных терминалов, предоставляя своим клиентам услуги по обработке контейнерных грузов. Компания была образована в 2002 году и на момент создания являлась первым в России и СНГ специализированным оператором контейнерных терминалов. Собственниками НКК в равных долях являются группа First Quantum и Транспортная Группа FESCO.
Активы НКК включают в себя: «Первый контейнерный терминал» (Санкт-Петербург), Контейнерный терминал НУТЭП (Новороссийск), Контейнерный терминал «Укртрансконтейнер» (Ильичевск, Одесская область). Проекты в стадии реализации: «Усть-Лужский контейнерный терминал» (Усть-Луга, Ленинградская область), «Логистика-Терминал» (Шушары, Санкт-Петербург). Сегодня на предприятиях, входящих в группу НКК, работает более 2000 человек. Грузооборот НКК в 2008 г. превысил 1,7 млн TEU (условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков, пропускной способности контейнерных терминалов или вместимости грузовых транспортных средств. Эквивалентна размерам ISO-контейнера длиной 20 футов (6,1 м)).
В апреле 2007 года Национальная контейнерная компания начала строительство контейнерного терминала в порту Усть-Луга. Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства, входит в комплекс проектов по созданию многофункционального порта в Лужской губе. Пропускная способность терминала составит 3 млн. TEU в год. Терминал сможет принимать большегрузные контейнеровозы вместимостью свыше 6000 TEU. Ввод в эксплуатацию УЛКТ позволит удовлетворить растущий спрос на перевалку российских контейнерных грузов, а также снизить зависимость российских грузополучателей от портов Финляндии и стран Балтии.
В FESCO подчеркивают, что «никогда не ставили под сомнение необходимость строительства терминала, который является стратегическим для компании», а не согласны лишь с параметрами инвестиционного проекта и сроками введения терминала в строй и считают их нецелесообразными в условиях кризиса на контейнерном рынке.