По данным газеты «РБК daily», индийская государственная нефтегазовая компания Oil and Natural Gas Corp. ищет союзника среди российских компаний для приобретения у испанской Repsol ее доли в аргентинском предприятии YPF. Переговоры ведутся с «Роснефть», «Газ¬пром» и «Лукойл». ONGC претендует на крупный пакет. Она выставит предложение по покупке YPF в том случае, если получит согласие хотя бы одной российской компании.
Необходимость в партнере была вызвана желанием ONGC не только разделить финансовое бремя, но и снизить риски по сделке. Свободный денежный поток у индийской компании — $5 млрд. Однако, такой союз представляется маловероятным, поскольку перебить цену, которую готовы заплатить китайские нефтяные концерны, будет сложно, а российские ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании) сейчас не в состоянии идти на большие траты.
Напомним, что о намерении продать долю в аргентинской «дочке», чтобы рассчитаться с долгами, Repsol объявила 30 июля этого года. Накануне стало известно об интересе к YPF со стороны китайских компаний. В частности, China National Petroleum Corp. (CNPC) хотела бы приобрести блокирующий пакет YPF, а CNOOC Ltd. согласна и на меньшую долю. Обе компании готовы потратить $17 млрд. на 84% акций. В настоящее время испанская компания предпочитает вести переговоры с CNPC, нежели с CNOOC. В свою очередь, CNOOC все же рассчитывает купить небольшой пакет. В случае, если сделки китайских компаний состоятся, их планируется закрыть в один день.
Repsol YPF — крупнейшая нефтегазовая компания в Латинской Америке, входит в десятку крупнейших нефтегазовых корпораций мира. Образована в 1999 году путем слияния аргентинской YPF и испанской Repsol S.A. Компания ведет добычу нефти и газа в 29 странах, в основном в Испании и Аргентине; ей принадлежат 9 нефтеперерабатывающих заводов (в том числе 5 в Испании). Сеть АЗС компании насчитывает более 6900 станций — в Европе и Латинской Америке. За девять месяцев 2005 года выручка Repsol YPF составила €36,5 млрд, чистая прибыль — €2,6 млрд. Суточная добыча нефти и газа за этот период — 1,2 млн баррелей нефтяного эквивалента.
«Нефтегазовый сектор переживает нелучшие времена — доходы резко сократились, а наша нефтянка сегодня вряд ли готова приобретать даже перспективные активы по столь завышенной цене», — отмечает директор департамента M&A НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Максим Розов.
Индийско-российский нефтяной союз мог бы состояться с участием «Роснефть» или «Газпром», так как заинтересованность этих компаний в активах в Южной Америке высока, полагает аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. Однако в таком случае конкурировать с китайскими компаниями будет сложно, поэтому тандем мог бы рассчитывать на миноритарную долю. К тому же за китайскими корпорациями в этой возможной сделке стоит уверенная господдержка, обеспеченная сильнейшим влиянием Китая на экономики стран, нуждающихся в финансовой поддержке в период кризиса (с начала года страна предоставила кредиты России, Бразилии, Казахстану и Венесуэле на сумму $49 млрд. под будущие поставки нефти в колоссальных объемах). Впрочем, по мнению г-на Лютягина, серьезных перспектив для российских ВИНК в этом активе нет, кроме возможности закрепиться на аргентинском рынке и продолжить свое развитие в Южной Африке.