Объявление о продаже находящихся в госсобственности 331,7 млн обыкновенных именных бездокументарных акций АО «Воздушные ворота Белогорья» — пакета в 46,65% — Фонд госимущества Белгородской области опубликовал 17 августа 2016 года. АО — одно из двух основных юрлиц местного аэропорта.
Как сказано в сообщении, номинальная стоимость одной акции составляет 1 руб. Начальная цена продажи пакета — 649,9 млн руб. Заявки на участие в открытом аукционе принимаются до 12 сентября, торги назначены на 20 сентября.
Шаг аукциона составляет 1% от начальной цены (6,49 млн руб.). Размер задатка — 119,9 млн руб. К участию допускаются в том числе иностранные юридические и физлица.
АО "Воздушные ворота Белогорья" зарегистрировано в 2009 году. Основной вид деятельности — эксплуатация аэропортов, взлетно-посадочных полос и ангаров, деятельность терминалов, аэропортов и управление ими, обработка и хранение грузов.
АО «Воздушные ворота Белогорья» создавалось для привлечения инвестиций и реконструкции белгородского аэропорта. Около 47% акций компании принадлежат региональному департаменту имущественных и земельных отношений. Контрольный пакет (51%) у структур ГК «Агро-Белогорье» вице-спикера облдумы Владимира Зотова. Еще около 2% — у миноритариев.
Выручка АО в 2015 году составила 485,2 млн руб., чистый убыток — 56,4 млн руб. Стоимость чистых активов на конец 2015 года составляла 2,3 млрд руб. Уставный капитал — более 710,9 млн руб.
Как следует из опубликованных корпоративных документов белгородского аэропорта, сейчас большинство операций в нем контролирует «Белгородавиа». Эта компания — на 100% «дочка» «Воздушных ворот Белогорья».
Выручка нынешнего оператора аэропорта в 2015-м составила 296,8 млн руб., чистый убыток — 343 млн руб. Стоимость чистых активов компании на 31 декабря прошлого года отрицательная: -877,9 млн руб.
Реконструированный за 4,7 млрд руб. с привлечением кредитов Сбербанка белгородский аэропорт открылся летом 2013 года. Пассажиропоток по итогам 2015-го составил 396,9 тыс. человек, увеличившись за год на 5%.
Напомним, что 14 июня 2016 года по заявлению ООО "Белгороддорстрой" в отношении АО "Воздушные ворота Белогорья" введена процедура наблюдения на срок до 5 декабря 2016 года.
Долг в размере 2,2 млн рублей у "Воздушных ворот Белогорья" образовался за выполнение подрядчиком работ по благоустройству территории аэропорта в 2015 году. Часть долга на 1 млн рублей позднее была переведена на нового должника "Белгородское авиапредприятие" в счет погашения арендной платы.
Позднее в арбитражный суд Белгородской области были поданы заявления о включении в реестр кредиторов АО "Воздушные ворота Белогорья" требований на общую сумму более 2,68 млрд. рублей. Все заявления кредиторов должны быть рассмотрены во второй половине августа.
«Региональные власти, вероятно, оценивают стоимость пакета с точки зрения сделанных вложений в реконструкцию, а не инвестиционной составляющей», — полагает гендиректор владеющей воронежским аэропортом финкомпании «Аксиома», депутат гордумы Иван Кандыбин.
По словам управленца, интерес к активу могут проявить крупные аэропортовые холдинги, но не в краткосрочной перспективе: «Они проявляли и до сих пор проявляют интерес к аэропортам макрорегиона. Но доли рынка всех аэропортовых холдингов уже распределены, и в ближайшие полгода-год вряд ли кто-нибудь из крупных профильных игроков заинтересуется этими акциями».
Директор находящегося в областной собственности липецкого аэропорта Владимир Малахов полагает, что «если аэропорт лишится поддержки региона, это приведет к осложнению его деятельности, такова общероссийская практика».
По мнению господина Малахова, актив выглядит интересным для аэропортовых холдингов, например — «Новапорта» Романа Троценко:
«Крупные компании могут выкупить этот аэропорт. В нем хорошая инфраструктура, новый терминал. Но нельзя забывать о том, что расположение практически в черте города затрудняет развитие такого предприятия».
Главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что при нынешней конъюнктуре рынка гражданских авиаперевозок «было выбрано не лучшее время для продажи»: «Сейчас все подобные активы явно недооценены, а у профильных игроков немного свободных средств».
«Рынок в целом негативен — спрос на авиаперевозки падает даже в крупных аэропортах, резко упал пассажиропоток на международных направлениях, и организация чартерных, курортных рейсов стала гораздо менее прибыльной, — пояснил эксперт. — До сих пор не решены вопросы о полетах в Турцию и Египет, а туристический сезон заканчивается, и скоро зима».
«Думаю, что в ближайшее время перспективы получения прибыли у возможных покупателей доли белгородского аэропорта нет», — констатировал господин Гусаров.