"Мы должны иметь твердую гарантию, что будет построен новый аэропорт (за пределами Иркутска), и это закладываем в соглашение с любой структурой - государственной или нет. Аэропорт должен в модернизированных условиях проработать до того времени, пока не заработает новый", - сказал С. Левченко.
Это не единственное условие, которое региональные власти ставят перед будущим инвестором. В частности, победитель будущего тендера должен будет заняться модернизацией 10 расположенных в регионе малых аэропортов.
Речь, в первую очередь, идет об аэропортах Бодайбо, Мамы и Киренска. При этом областные чиновники подчеркивают, что ОАО "Международный аэропорт Иркутск" останется в собственности региона.
Власти предлагают создать управляющую компанию, в которой инвестор мог бы получить контроль. В капитал УК предполагается передать активы малых аэропортов Иркутской области и ОАО "Международный аэропорт Иркутск". Интерес к иркутскому аэропорту уже проявили холдинги "Новапорт" Романа Троценко и "Базовый элемент" Олега Дерипаски.
В настоящее время аэропортовый комплекс расположен в черте Иркутска, самолеты вынуждены взлетать и заходить на посадку над жилыми районами, что потенциально представляет угрозу для местных жителей.
С. Левченко также прокомментировал сделку 2012 года, когда при губернаторе Сергее Мезенцеве власти региона за счет средств областного бюджета способствовали приобретению авиакомпанией "Ангара" (входит в ГК "Истлэнд", базируется в Иркутске) пяти самолетов Ан-148-100.
Ранее С. Левченко поручил Минимущества региона проверить эту сделку. "Ангара" в настоящее время является крупнейшим в РФ эксплуатантом Ан-148.
"Проверка до конца еще не проведена. Мы подняли протокол заседания инвестиционного совета, там было принято решение выделить более полумиллиарда рублей на покупку самолетов. И там же было решение о том, чтобы рассмотреть покупку блокирующего пакета акций "Ангары" за счет бюджета.
Это довольно странный документ. Ребята, которые этим занимались, довольно ловкие. Наши юридические службы пока не обнаружили нарушений закона. Но очевидно, что если в частную компанию идут государственные деньги, то это, как минимум, несправедливо", - сказал С. Левченко.
Напомним, что ситуация вокруг реконструкции одного из последних крупных аэропортов в РФ, до сих пор не имеющего инвестора, обострилась в мае. Тогда господин Левченко заявил, что для модернизации авиаузла "должно быть совместное управление" с частным инвестором, уточнив, что регион ведет переговоры с "Новапортом" Романа Троценко.
Это вызвало недовольство и ФАС, и "Базэл Аэро" Олега Дерипаски. По указу президента РФ, подписанному в конце 2014 года, региону передано имущество аэродрома Иркутска, за исключением системы организации воздушного движения.
Область должна привлечь инвестиции в развитие авиаузла на условиях ГЧП; при этом госзатраты на реконструкцию инфраструктуры были существенно меньше расходов на новый объект (за исключением аэродрома) — от 1,1 млрд руб. против более чем 20 млрд руб.
После того как были обнародованы претензии "Базэл Аэро" и ФАС, дополнительное соглашение о бесконкурсной передаче аэропорта "Новапорту" не согласовал Минтранс. В начале августа министр Максим Соколов подтвердил, что "соглашение в подзависшем состоянии". Но право решать, "будет ли инвестором "Новапорт" или другая компания", он оставил области.
Недовольные стороны требуют открытого конкурса или внесения изменений в указ президента, что "маловероятно". Изменения придется согласовать в заксобрании области, что "с учетом политической ситуации невозможно".
В понедельник - 15 августа 2016 года, глава совета директоров аэропорта Иркутск Михаил Щапов заявил, что правительство области ведет переговоры уже с тремя потенциальными инвесторами.