По данным газеты «Коммерсант», о том, что собственники АО «Прогресс» ищут покупателя на бизнес, рассказал источник в инвестиционных кругах. По его словам, переговоры со стратегическими инвесторами идут больше месяца.
В последнее время «Прогрессом» интересовались различные инвестконсультанты, говорит один из чиновников администрации Липецкой области, где расположен завод компании. О желании владельцев «Прогресса» выйти из бизнеса также слышал источник в отрасли.
«Прогресс» выпускает более 200 наименований детского питания под брендами «Фрутоняня», «Малышам», а также минеральную воду «Липецкий бювет».
Согласно «СПАРК-Интерфакс», 35% АО «Прогресс капитал» (головная структура компании) владеет Ольга Белявцева, занявшая в этом году 4-е место рейтинга богатейших женщин России журнала Forbes с состоянием $450 млн. Еще 39,3% у Светланы Борцовой (18-е место рейтинга Forbes, состояние — $150 млн.), вдовы сооснователя «Прогресса» Юрия Борцова.
Выручка «Прогресса» в 2016 году составила 24,09 млрд. руб., чистая прибыль — 3 млрд. руб. По данным Euromonitor International, в 2016 году объем рынка детского питания в России составлял 264,8 млрд. руб.
Изначально «Прогресс» был частью производителя соков «Лебедянский», которым владели семья Борцовых, госпожа Белявцева и Дмитрий Фадеев. В марте 2008 года 75,53% «Лебедянского» купила PepsiCo за $1,4 млрд. (позднее PepsiCo консолидировала 100% компании).
Производство детского питания и минеральной воды было выделено в отдельную компанию, оцененную в $251 млн. (без учета долга в $75 млн). Один из источников на рынке знает, что сегодня владельцы «Прогресса» оценивают бизнес более чем в $500 млн. Крупный участник рынка считает более справедливой оценку в $300 млн.
По данным Nielsen, «Прогресс» — лидер российского рынка детского питания: в период с августа 2016 года по июль 2017 года его доля была около 34% в натуральном выражении.
Такие позиции компании в Nielsen объясняют в первую очередь брендом «Фрутоняня», темпы роста продаж которого обгоняют средние показатели в сегменте: так, если продажи сухого детского питания за указанный период выросли на 2%, то продажи «Фрутоняни» — на 32%.
Собственники «Прогресса» могли захотеть воспользоваться нынешним хорошим положением бренда-флагмана на рынке и выйти из бизнеса по выгодной цене, предполагает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.
Выйти из бизнеса собственники «Прогресса» хотели еще в 2011 году: к покупке компании была близка Nestle (бренды Nan, Nestogen, Gerber). Тогда «Прогресс» оценивался в $240–350. По словам одного из инвестконсультантов, стороны тогда не смогли договориться о цене.
Другой источник в инвестсообществе утверждает, что Nestle и другие крупные производители детского питания в России Danone («Тема», «Растишка») и PepsiCo («Агуша», «Чудо-детки») сегодня «Прогрессом» не интересуются. По сведениям источника, «Прогресс» может приобрести иностранный производитель детского питания с небольшой долей в России.
Наиболее вероятным кандидатом на «Прогресс» источник в отрасли называет крупного немецкого производителя Hipp Holding AG. В России у него есть завод под Калининградом, запущенный в 2010 году. В 2016 году ООО «Хипп Русь» получило 1,04 млрд. руб. выручки и 97,3 млн. руб. чистого убытка.
Для иностранного производителя, интересующегося Россией, покупка «Прогресса» более предпочтительный вариант, чем строительство новой площадки, так как инвестор сразу получает налаженную систему дистрибьюции, полагает один из участников рынка.