Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
40
1 253
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 647,25  (-37,35%)
1 023,28  (-0,47%)
6 711,20  (+22,74%)
118 977,45  (+1 597,77%)
4 386,56  (+56,41%)
65,35  (-0,68%)
Источник Investfunds

ГТЛК займется поиском инвесторов для угольного терминала Лавна

25.10.2016, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», совет директоров Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) одобрил приобретение ООО «Морской торговый порт “Лавна”», владеющего проектной и исходно-разрешительной документацией на строительство одноименного угольного терминала в Мурманской области, раскрыла в пятницу - 21 октября 2016 года, лизинговая компания.

Проект выкупается у «Кузбассразрезугля» (КРУ, входит в УГМК Искандара Махмудова и партнеров), владеющего «Лавной» через ООО «Розана».  КРУ потратил на проектные и изыскательские работы 600–700 млн руб.

Ещё в марте 2015 года замминистра транспорта Виктор Олерский говорил, что ГТЛК также выкупит у КРУ права аренды земли под терминал (около 300 га), а также часть оборудования с терминала угольной компании в Эстонии.

КРУ решил выйти из проекта из-за его удорожания вследствие девальвации рубля (цена выросла в прошлом году до 40–50 млрд руб. с 17,6 млрд руб.), а также отсутствия грузовой базы. В ГТЛК заявили, что «решение по сделке принималось в соответствии с директивой Минтранса», но ее стоимость и сроки не раскрываются.

Угольный терминал «Лавна» на 18 млн тонн (три очереди по 6 млн тонн) должен стать ключевым объектом Мурманского транспортного узла, но перспективы последнего в целом довольно туманные.

Так, в 2014 году вице-премьер Аркадий Дворкович поручил сократить госфинансирование узла на 31,5 млрд руб., а средства направить на развитие портов Азово-Черноморского бассейна.

Тогда за проект вступилась «Роснефть», которая указывала, что создает в Кольском заливе инфраструктуру для шельфовых проектов в Арктике.

В конце 2015 года «Роснефть» начала выкуп ЗАО «НТ “Лавна”», владеющего документаций на нефтеналивной терминал «Лавна», у «Синтез Петролеум» (была основана группой «Синтез» Леонида Лебедева, на март контролировалась ликвидируемой Petrosol Holdings), но позже отказалась от идеи строительства терминала, говорилось в протоколе госкомиссии по Арктике.

Но ГТЛК не собирается сворачивать угольный проект: там говорят, что компания планирует обеспечить привлечение финансирования и после выкупа ООО «Розана» «продолжит работу с потенциальными инвесторами» (они не называются).

«Предполагаемые вложения в строительство и оборудование портового комплекса находятся в пределах 20 млрд руб.»,— говорят в ГТЛК, добавляя, что финансирование «может быть реализовано с использованием механизмов лизинга через компанию». Компания в дальнейшем планирует привлечь и стратегического инвестора «через продажу доли в проекте».

В ГТЛК говорят, что грузовая база для «Лавны» оценивалась на стадии бизнес-плана проекта и учитывает увеличение объемов экспорта энергоугля, перевод грузопотоков из портов Прибалтики на российские порты  и освоение новых рынков сбыта.

«Строительство угольного комплекса усиливает конкурентную позицию РФ в Балтийском и Арктическом бассейнах, создает здоровую конкуренцию на рынке перегрузки угля, в том числе и с точки зрения экологии»,— отмечают в ГТЛК.

При этом актуализируемая сейчас стратегия развития угольной отрасли РФ до 2030 года не предполагает роста экспорта в страны ЕС (60–84 млн тонн в год), но рассчитана на удвоение поставок в страны АТР (до 130 млн тонн).

 

Комментарий

Один из источников в отрасли указывает, что проект мог бы быть интересен прежде всего СУЭК Андрея Мельниченко, основному угледобытчику в Мурманской области, но у компании есть собственные портовые мощности и не намечается такого прироста добычи. Других возможных интересантов собеседник аналитик не видит.

Но источник знакомый с позицией компании, говорит, что она «инвестирует только в собственные проекты».