По данным газеты «Коммерсант», совет директоров Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) одобрил приобретение ООО «Морской торговый порт “Лавна”», владеющего проектной и исходно-разрешительной документацией на строительство одноименного угольного терминала в Мурманской области, раскрыла в пятницу - 21 октября 2016 года, лизинговая компания.
Проект выкупается у «Кузбассразрезугля» (КРУ, входит в УГМК Искандара Махмудова и партнеров), владеющего «Лавной» через ООО «Розана». КРУ потратил на проектные и изыскательские работы 600–700 млн руб.
Ещё в марте 2015 года замминистра транспорта Виктор Олерский говорил, что ГТЛК также выкупит у КРУ права аренды земли под терминал (около 300 га), а также часть оборудования с терминала угольной компании в Эстонии.
КРУ решил выйти из проекта из-за его удорожания вследствие девальвации рубля (цена выросла в прошлом году до 40–50 млрд руб. с 17,6 млрд руб.), а также отсутствия грузовой базы. В ГТЛК заявили, что «решение по сделке принималось в соответствии с директивой Минтранса», но ее стоимость и сроки не раскрываются.
Угольный терминал «Лавна» на 18 млн тонн (три очереди по 6 млн тонн) должен стать ключевым объектом Мурманского транспортного узла, но перспективы последнего в целом довольно туманные.
Так, в 2014 году вице-премьер Аркадий Дворкович поручил сократить госфинансирование узла на 31,5 млрд руб., а средства направить на развитие портов Азово-Черноморского бассейна.
Тогда за проект вступилась «Роснефть», которая указывала, что создает в Кольском заливе инфраструктуру для шельфовых проектов в Арктике.
В конце 2015 года «Роснефть» начала выкуп ЗАО «НТ “Лавна”», владеющего документаций на нефтеналивной терминал «Лавна», у «Синтез Петролеум» (была основана группой «Синтез» Леонида Лебедева, на март контролировалась ликвидируемой Petrosol Holdings), но позже отказалась от идеи строительства терминала, говорилось в протоколе госкомиссии по Арктике.
Но ГТЛК не собирается сворачивать угольный проект: там говорят, что компания планирует обеспечить привлечение финансирования и после выкупа ООО «Розана» «продолжит работу с потенциальными инвесторами» (они не называются).
«Предполагаемые вложения в строительство и оборудование портового комплекса находятся в пределах 20 млрд руб.»,— говорят в ГТЛК, добавляя, что финансирование «может быть реализовано с использованием механизмов лизинга через компанию». Компания в дальнейшем планирует привлечь и стратегического инвестора «через продажу доли в проекте».
В ГТЛК говорят, что грузовая база для «Лавны» оценивалась на стадии бизнес-плана проекта и учитывает увеличение объемов экспорта энергоугля, перевод грузопотоков из портов Прибалтики на российские порты и освоение новых рынков сбыта.
«Строительство угольного комплекса усиливает конкурентную позицию РФ в Балтийском и Арктическом бассейнах, создает здоровую конкуренцию на рынке перегрузки угля, в том числе и с точки зрения экологии»,— отмечают в ГТЛК.
При этом актуализируемая сейчас стратегия развития угольной отрасли РФ до 2030 года не предполагает роста экспорта в страны ЕС (60–84 млн тонн в год), но рассчитана на удвоение поставок в страны АТР (до 130 млн тонн).
Роснефть
Сибирская угольная энергетическая компания / СУЭК
Уральская горно-металлургическая компания / УГМК
Андрей Игоревич Мельниченко
Искандер Кахрамонович Махмудов
Группа Синтез
Морской торговый порт Лавна (МТПЛ)
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)
Один из источников в отрасли указывает, что проект мог бы быть интересен прежде всего СУЭК Андрея Мельниченко, основному угледобытчику в Мурманской области, но у компании есть собственные портовые мощности и не намечается такого прироста добычи. Других возможных интересантов собеседник аналитик не видит.
Но источник знакомый с позицией компании, говорит, что она «инвестирует только в собственные проекты».