Мегафон потратил на делистинг в Лондоне более $1 миллиарда, присоединившись к другим компаниям, которые стали избавляться от листинга вне России после 2014 года под давлением высоких трат на поддержание листинга и снижения аппетита инвесторов к российским активам.
Делистинг, сказал Вермишян, был нужен, чтобы переключиться на другую бизнес-модель и получить “гибкость”, и чтобы менеджмент не был “наказан” рынком за попытки делать различные формы партнерства.
Вермишян сказал, что Мегафон, чей чистый долг вырос до 363 миллиардов рублей ($5,71 миллиарда) к концу марта с 294 миллиардов рублей в декабре 2018 года, планирует в течение трех лет снизить его за счет роста выручки, снижения процентных ставок по кредитам и продажи непрофильных активов.
“Мы к ней (программе продажи непрофильных активов) еще не приступили, но все то, что в телекоме не является стратегически важным и не несет стратегического преимущества, или не принесет в будущем, – может быть выставлено на продажу. Один из примеров – офисная недвижимость в собственности”, - сказал он.
Вермишян добавил, что у Мегафона “десятки тысяч квадратных метров” офисной недвижимости в российских регионах, и компания может начать продавать ее уже в этом году. Он не уточнил, сколько оператор планирует получить от продажи таких активов.
Кроме того, по его словам, компания будет смотреть на продажу своей башенной инфраструктуры, которая была передана в 100-процентную дочернюю компанию - оператора Первая башенная компания. Однако окончательное решение о продаже башен еще не принято, сказал Вермишян.
Мегафон ожидает, что соотношение чистого долга к EBITDA на конец 2019 года составит “ниже 2,9х, но выше 2,5х”. В случае успешной продажи непрофильных активов это показатель может опуститься ниже 2,5х в течение трех лет, сказал Вермишян.
ПАРТНЕРСТВА.
Анонсируя проведение делистинга в прошлом году, компания сообщала, что рассматривает возможность более широкого сотрудничества с государственными компаниями, сделок с более высоким уровнем риска, а также инвестиции в инфраструктуру с более низкой доходностью.
В июне 2019 года китайская Alibaba, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Mail.ru Group и Мегафон закрыли сделку по созданию совместного предприятия в сфере онлайн-торговли - AliExpress Russia.
В рамках этой сделки Мегафон продаст свои 9,97% в Mail.ru китайской компании и получит взамен 24,3% в СП. По мнению Вермишяна, такой обмен позволяет оператору вложиться “во что-то, что растёт существенно быстрее”.
По его словам, проникновение электронной коммерции в России сейчас составляет 3,5%, при этом в Польше – на уровне 6%, а в Китае уже 20%.
“Этот рынок точно не меньше, чем телеком-рынок, который в сумме достигает более одного триллиона рублей в год. Единственное, чем он отличается от телеком-рынка, – он (электронная коммерция) растет темпами по 20% в год”, - сказал Вермишян.
Он добавил, что Мегафон может в рамках СП использовать свою логистику для доставки товаров, а также базу пользователей своих социальных сетей.
Что касается сотрудничества с попавшей под критику США компании Huawei, то Мегафон продолжит продавать ее смартфоны в своей розничной сети без скидок, сказал он.