По данным газеты «Коммерсантъ», крупнейшая на рынке железнодорожных перевозок «Первая грузовая компания» (ПГК), принадлежащая ОАО РЖД, может быть продана гораздо дороже, чем предполагалось. KPMG проводит переоценку ПГК исходя из сильных показателей первого полугодия. В результате стоимость компании может составить до $10 млрд. Но проведение аукциона или конкурса по продаже 75% акций ПГК затягивается — премьер Владимир Путин так и не подписал соответствующее постановление.
Предположительно, в правительстве есть разногласия относительно параметров допуска участников к аукциону. Часть чиновников считает, что необходимо оставлять профессиональный ценз — наличие у претендента или его структур на момент проведения аукциона 15 тыс. вагонов и полугодового опыта управления ими.
С этим предложением в начале июня к премьеру обратился один из владельцев одной из крупнейших частных железнодорожных компаний Globaltrans Сергей Мальцев. Владимир Путин попросил Минтранс учесть это требование, так как «есть риск того, что ПГК с ее крупным парком вагонов будет куплена финансовыми структурами, фактически не причастными к рынку перевозок».
Однако представители Кремля и несколько высокопоставленных чиновников правительства считают, что необходимо допустить к одной из самых масштабных продаж госактивов последних лет «более широкий круг участников». Например, позволить им выступать группой лиц, общее имущество которых будет соответствовать требованиям, а также снять ограничения по опыту управления вагонами.
На сегодня о своем интересе к ПГК заявили предприниматели Владимир Лисин, Геннадий Тимченко, компании Globaltrans, «Нефтетранссервис», а также инвестиционная группа «Сумма Капитал». Только последняя не имеет в собственности необходимого количества вагонов и для участия в аукционе будет вынуждена договариваться с другими игроками рынка. Однако, в случае принятия «облегченных» ограничений по участию, среди претендентов могут появиться еще две крупные структуры, которые уже обсуждают с участниками рынка сделки по консолидации парка.
Но главным претендентом на покупку ПГК является Геннадий Тимченко, которому компания нужна в том числе для создания крупнейшего в стране угольного трейдера.
ОАО «Первая грузовая компания» - один из крупнейших операторов железнодорожных перевозок в России. Компания создана в июле 2007 г., самостоятельно стала управлять вагонным парком с ноября того же года. В настоящее время в собственности ПГК - свыше 200 тыс. единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 22%.
Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ПГК является ОАО «Российские железные дороги». Некоммерческой организации АНО «Желдорреформа» в качестве соучредителя принадлежит одна обыкновенная акция компании. В 2009 г. ПГК перевезла 231,8 млн т грузов.