По данным газеты «РБК daily», входящий в «Базовый элемент» Олега Дерипаски холдинг «Русские машины» может в ближайшее время потерять контроль над своим авиастроительным активом — самарским заводом «Авиакор». Его новым владельцем может стать «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), получив 75% минус одна акция «Авиакор» в обмен на свои бумаги. Предположительно, сумма сделки может составить около 300 млн руб.
При этом ожидается, что завод уже не будет производить региональные лайнеры Ан-140, а станет лишь одной из производственных площадок корпорации «Иркут», входящей в ОАК. На базе самого «Иркута» сейчас создается бизнес-единица «ОАК — коммерческие самолеты», которая займется в будущем созданием перспективных самолетов, таких как МС-21 и MTA, а с 2015 года — их производством. «Авиакор» при этом планируется сделать площадкой по производству комплектующих для лайнеров.
С 23.11.09 корпорация станет котироваться на бирже РТС, а значит, «Русские машины» смогут самостоятельно продать полученный пакет ОАК на бирже. На сегодняшний день стоимость ОАК составляет около 131 млрд руб., таким образом, компания Олега Дерипаски может получить за «Авиакор» около 0,0026% акций ОАК. Пакет акций, который приготовлен для «Русских машин», сейчас числится у входящей в ОАК корпорации «Иркут» (она получила их в ходе допэмиссии ОАК в обмен на ряд своих активов). Таким образом, фактически акции казначейские, и по законодательству она должна была списать их или продать, но теперь в обмен на них сможет получить «Авиакор».
ОАО «Авиакор – авиационный завод» - одно из крупнейших российских авиастроительных предприятий. Основная сфера деятельности завода - строительство, ремонт, обслуживание и поставка запчастей для пассажирских самолетов Ту-154М и Ан-140. Завод относится к числу немногих предприятий России, которые обладают опытом в области серийного производства гражданских и военных самолётов из деталей, узлов и агрегатов собственного производства. Входит в холдинг «Русские машины», объединяющий машиностроительные активы группы «Базовый элемент».
На сегодняшний день «Авиакор» и его основной проект — лайнер Ан-140 переживают непростые времена. Сейчас в России три такие машины эксплуатируются авиакомпанией «Якутия». Кроме того, в производстве в разной степени готовности находится восемь штук.
В свое время Олег Дерипаска купил завод за $40 млн., вспоминает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Эксперт не берется оценивать нынешнюю стоимость этого актива. «Трудно его оценивать. Производственная площадка интересная, рядом с Самарой можно построить хороший логистический центр, используя заводскую взлетно-посадочную полосу, но этим планам мешает кризис. Бизнес по ремонту Ту-154 уже ничего не стоит. Производст¬во комплектующих для Ту-154 вскоре никому не понадобится», — отмечает эксперт.