Группа «Сумма» увеличила свой пакет в «Новороссийском морском торговом порту» (НМТП) до 27,75%, следует из письма с предложениями по разделу активов НМТП, которое написал президенту Владимиру Путину Николай Токарев, президент «Транснефти» (вместе с «Суммой» владеет контрольным пакетом акций порта).
СП «Суммы» и «Транснефти» принадлежит 50,1% НМТП. То есть эффективная доля каждого партнера — по 25%. Откуда у «Суммы» еще 2,75% порта, неизвестно. Предположительно, это могут быть казначейские акции, которые НМТП выкупал у миноритариев в 2011 г. (после закрытия сделки по покупке 50,1% структурой «Суммы» и «Транснефти»). Также «Сумма» могла скупить 2,7% с рынка.
В дальнейшем доля «Суммы» в НМТП может увеличиться до 63,32%. «Транснефть» и «Сумма» собираются разделить активы НМТП. «Транснефть» передает свой пакет в НМТП (вместе с пакетом «Транснефть-сервиса» — 35,5%) «Сумме», а получает все нефтеналивные активы порта. Таким образом, акционерами НМТП станут «Сумма», Росимущество (20%) и структуры РЖД (5,3%). Стивидорная компания будет заниматься перевалкой зерна, контейнеров, угля, удобрений и ро-ро грузов. На такой вариант раздела активов согласно и государство. «Сумма» и «Транснефть» должны представить подробный план разделения активов порта.
Раздел активов НМТП — следствие конфликта акционеров порта, о котором стало известно в начале 2013 г. Тогда «Транснефть» была недовольна менеджментом порта и настаивала на смене гендиректора (тогда — Радо Антолович) и председателя совета директоров (тогда — Марат Шайдаев). Оба были представителями «Суммы». В итоге совладельцы НМТП договорились сменить только Шайдаева, его место занял вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин.
Группа «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) является третьим портовым оператором Европы и безусловным лидером на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. В состав Группы входят два крупнейших порта России — порт Новороссийск на Черном море, порт Приморск на Балтийском море, а также порт Балтийск в Калининградской области.
Порты Группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, что делает их ключевым каналом транзита российских импортных и экспортных грузов.
По итогам 2012 года рыночная доля Группы НМТП составила 28% от грузооборота всех морских портов России, а также 56% перевалки нефти и 33% перевалки пшеницы в морских портах РФ. В 2012 году грузооборот Группы достиг 159 млн. тонн, в том числе 83 млн. тонн в порту Новороссийск и 75 млн. тонн в порту Приморск. Консолидированная выручка Группы НМТП по МСФО в 2012 году составила $ 1 034 млн., EBITDA – $ 592 млн., а чистая прибыль – $ 316 млн.