По данным газеты «Коммерсант», Х5 Retail Group договорилась с собственниками нижегородской сети "Райцентр" о получении прав аренды на принадлежащие им помещения во втором полугодии 2015 года. Всего ей перейдет 47 магазинов общей торговой площадью 33 тыс. кв. м, которые продолжат работу в формате универсамов "у дома" "Пятерочка".
"В настоящее время уже реконструированы и работают 28 магазинов",— уточнили в Х5. Один из совладельцев "Райцентра" Алексей Зудин говорит, что передача прав аренды на последние магазины сети московской компании должна завершиться в ближайшие дни.
По данным агентства "Infoline-Аналитика", в 2015 году выручка "Райцентра" (сети "Райцентр", "Гастроном N1", "Точка") составила 3,24 млрд руб., снизившись на 13,9%. За прошлый год количество магазинов сократилось с 72 до 56 штук.
"Крупные объекты были переданы в аренду Х5, а остальные, более мелкие и не подходящие по формату для открытия "Пятерочек", закрыты или сданы в аренду другим операторам",— знает гендиректор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров.
Господин Зудин говорит, что часть магазинов "Райцентр" останется у прежних собственников, у которых есть также бизнес по оптовой продаже продуктов питания.
"Доходы собственников сети от сдачи площадей в аренду Х5 будут существенно выше, чем прибыль, которую приносит собственная сеть",— считает господин Бурмистров.
По его данным, выручка с квадратного метра площади сети "Райцентр" в 2015 году составила чуть более 120 тыс. руб. (без НДС), тогда как у "Пятерочки" в Нижегородской области этот показатель составлял более 230 тыс. руб.
В начале года Х5 также приобрела под "Пятерочку" права аренды на несколько десятков магазинов сети "Ассорти" (Сыктывкар). В ноябре прошлого года таким же образом компания получила пять помещений московской сети "Огни столицы".
Последней крупной M&A сделкой для Х5 стало приобретение год назад у ГК "Росинка" 104 магазинов в ЦФО. Их тоже переделали под "Пятерочку".
"Пятерочка" — главный драйвер роста выручки ритейлера: по итогам 2015 года продажи этого формата "магазины у дома" увеличились на 34,3%, до 585,4 млрд руб. (около 73% общей выручки Х5 — 804,1 млрд руб.), тогда как у "Перекрестков" выручка выросла на 14,4%, гипермаркетов "Карусель" — на 8,8%, а у магазинов "Экспресс" — лишь на 0,1%.
Во втором квартале этого года "Пятерочка" показала рост 30,3%, до 189,4 млрд руб. В Х5 объяснили это увеличением сопоставимых продаж и рекордным ростом торговой площади формата "у дома" — на 41,1%.
Всего на конец июня у ритейлера было 7,94 тыс. магазинов (7,16 тыс. "Пятерочек", 493 "Перекрестков", 89 "Каруселей" и 190 "Экспрессов").
С такими темпами, по мнению экспертов, Х5 может обогнать по обороту нынешнего лидера рынка — "Магнита" (является им с первого квартала 2013 года). Если по итогам 2015 года разница в обороте ритейлеров составляла 18% (выручка "Магнита" была 947,8 млрд руб.), то во втором квартале этого года она сократилась до 6%.
"С учетом органического роста и приобретений Х5 может обогнать "Магнит" уже по итогам четвертого квартала текущего года или в первом квартале 2017 года",— считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. В этом обгоне, отмечает она, замотивирован менеджмент Х5, который может получить вознаграждение в размере 12% от EBITDA.
Аналитик "ВТБ Капитала" Мария Колбина прогнозирует, что лидерство по выручке за весь год останется у "Магнита", но разрыв с Х5 снизится до 7%.