По данным газеты «Коммерсантъ», Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрит ходатайство X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») о покупке 80 супермаркетов «Патэрсон» только в том случае, если сразу после сделки X5 продаст 11 приобретенных магазинов в Петербурге. Это необходимо, чтобы доля X5 на петербургском рынке не превысила нынешних 35%.
Ритейлера в целом устраивает позиция ведомства, но есть нюансы, например, компания хотела бы иметь возможность продать вместо 11 магазинов «Патэрсон» столько же своих объектов в Петербурге, сопоставимых по площади. Окончательное решение ФАС вынесет в ближайшее время. Х5 подала заявку на покупку 100% ООО «Фирма Омега-97» (головная компания сети «Патэрсон») 4 октября, ФАС рассматривает заявки в течение 30 дней.
Покупка «Патэрсон» может стать последней M&A-сделкой ритейлера, захватывающей Санкт-Петербург. Проект закона о торговле, который уже прошел первое чтение, требует, чтобы торговые сети с годовым оборотом более 1 млрд руб., доля которых превышает 25% продовольственного рынка в границах городского округа или муниципального района, а также в Москве и Санкт-Петербурге, не могли покупать и открывать дополнительные торговые площади в рамках этих границ.
«Патэрсон» - одна из крупных сетей российской розницы, занимается розничной торговлей через сеть собственных универсамов с 1997 года. В настоящее время в ее составе более 80 универсамов, которые находится в Москве и Подмосковье, а также в различных регионах (в том числе в Санкт-Петербурге, Твери, Самаре, Казани, Нижнекамске, Альметьевске, Архангельске, Пензе, Кузнецке, Уфе, Сочи, Адлере, Челябинске, Магнитогорске, Костроме, Клине. Выручка «Патэрсон» по РСБУ в 2008 году составила 13,9 миллиарда рублей. По 50% акций компании принадлежит братьям Константину и Алексею Мауергаузам.
Формат, в котором работает «Патэрсон» - супермаркет, предлагающий своим покупателям доступные цены, стабильный широкий ассортимент и удобство совершения покупок. Ежедневно в супермаркеты сети за покупками приходят более 150 тысяч россиян. Отличительной чертой супермаркетов «Патэрсон» является наличие собственного производства и собственной частной марки. С 2005 года компания развивает франчайзинговую программу. Среди поставщиков универсамов «Патэрсон» - как фирмы-производители, так и крупные оптовые компании. Общее количество постоянных поставщиков «Патэрсон» в России превысило 2 000.
По оценке директора Prosperity Capital Management Алексея Кривошапко, максимальная оценка «Патэрсон» - $100-140 млн без учета стоимости собственной недвижимости сети.