Российско-американский издательский дом (ИД) Hearst Shkulev Media (HSM) уже несколько месяцев пытается закрыть сделку по покупке 50% "Фэшн пресс" (выпускает российские версии журналов Cosmopolitan, Esquire, Harper's Bazaar, "Домашний очаг" и другие издания, входит в ИД Sanoma Independent Media) у финской компании Sanoma.
Другие 50% давно принадлежат HSM, то есть сделка позволила бы издательскому дому консолидировать 100% "Фэшн пресс".
Sanoma согласилась продать партнеру свою долю в "Фэшн пресс" в конце 2014-го - в декабре стороны подписали соответствующий договор. Но в середине июня 2015-го правительственная комиссия по иностранным инвестициям отказала HSM в согласовании этой сделки.
О том, что Sanoma получила новое предложение от HSM, рассказал источник, близкий к покупателю, и подтвердил бизнесмен, знакомый с ходом переговоров. Новое предложение, по их данным, было направлено после отказа правительственной комиссии, Sanoma пока не ответила на него.
Несмотря на то, что предложение было отправлено самим холдингом Hearst Shkulev Media (50% принадлежат американской Hearst, остальные 50% - Виктору Шкулеву), сделка будет оформлена на другую компанию, говорит источник со стороны издательского дома.
HSM, который выпускает журналы Elle, Psychologies, Maxim, Marie Claire, StarHit, а также владеет рядом региональных сайтов с объявлениями, начал реструктуризацию в связи с законом об ограничении иностранного капитала в СМИ.
Согласно принятым в 2014 году поправкам в закон "О СМИ", иностранцам с 2016 года запрещается владеть напрямую или косвенно 20% и более в учредителе любого российского СМИ.
Медийные активы HSM и его сайты будут выделены в отдельную компанию, в которой 80% принадлежат Шкулеву и только 20% - Hearst. Руководить новой компанией под рабочим названием Hearst Shkulev Publishing будет Виктор Шкулев.
В другую компанию - Hearst Shkulev Digital Regional - войдут региональные сайты с объявлениями (NGS.ru, E1.ru, NN.ru, Job42.ru, Zarplata.ru, N1.ru, Rugion.ru и другие), возглавит ее гендиректор NGS Максим Сидоркин.
Этот холдинг, в свою очередь, будет разделен на две компании: в одну войдут сайты, которые имеют лицензию СМИ, например NGS или N1 (в этой компании у российской стороны опять же будет 80%, а у Hearst - 20%), а в другую - все остальные (в ней у партнеров сохранится паритет).
Шкулев подтвердил реструктуризацию, но не раскрыл ее детали, в частности - будет ли он оплачивать увеличение своей доли в медийных активах.
Hearst Shkulev Media предложил Sanoma оформить сделку по приобретению активов "Фэшн пресс" как раз на Hearst Shkulev Publishing, в которой Шкулеву будет принадлежать 80%, уточнил осведомленный о сделке источник.
Ряд медиаактивов, входящих в "Фэшн пресс", подпадает под понятие стратегических: если иностранный инвестор устанавливает контроль в стратегическом медиаактиве, требуется согласование с правительственной комиссией по иностранным инвестициям. Покупая активы на компанию, 80% в которой принадлежат Шкулеву, Hearst Shkulev Media рассчитывает обойти запрет правительственной комиссии.
Представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) отметил, что не видя документов, он не может сказать точно, потребуется ли виза комиссии или антимонопольной службы для сделки по новой схеме.
В прошлый раз, когда "Фэшн пресс" приобретался на саму HSM, помешала именно правительственная комиссия: она рассматривала сделку дважды.