По данным газеты «Коммерсант», структуры издательского дома HSM приобрели региональный сервис по поиску недвижимости «МЛСН.ру», следует из данных Kartoteka.ru. Владельцами ООО МЛСН, которому принадлежит сайт, стали входящие в HSM ООО «Н1 Технологии» (99%) и ООО «Н1.ру» (1%).
Ранее 55% долей компании принадлежало Евгению Дорожкину, 15% — Александру Байбарацкому и 30% — директору Hearst Shkulev Digital Сергею Астапенко.
Сделка была безденежной, сообщил господин Астапенко: по ее условиям владельцы «МЛСН.ру» получили доли в крупном региональном классифайде HSM — N1.ru.
Это также подтверждается данными Kartoteka.ru: Евгений Дорожкин получил 4,04% ООО «Н1.ру», Сергей Астапенко — 2,2%, Александр Байбарацкий — 1,1%. 92,66% владеет зарегистрированная в Нидерландах Hearst Shkulev Digital Regional Network.
Господин Астапенко напоминает, что ранее Hearst Shkulev Digital развивала направление классифайдов, покупая региональные сайты по поиску работы, нынешняя же сделка усилит позиции компании в сегменте недвижимости.
В 2017 году HSM передал «Яндексу» свои автоклассифайды, а в январе 2018 года объявил о покупке у уральского холдинга Larixon Jobs Network сети региональных сайтов для поиска работы, которые затем вошли в принадлежащий HSM проект «Зарплата.ру». Сумма сделки, по оценкаманалитиков тогда могла превысить 500 млн. руб.
В ближайшие несколько лет «МЛСН.ру» может быть интегрирован в N1.ru, говорит господин Астапенко. По его словам, аудитория площадок практически не пересекается, поскольку они популярны в разных городах.
Так, у «МЛСН.ру» сильные позиции в Омске, где сайт занимает около 50% рынка объявлений о недвижимости, если рассчитывать по трафику. Совокупная аудитория «МЛСН.ру» достигает 240 тыс. посетителей в месяц.
По данным Mediascope за июнь 2018 года, общая аудитория интернет-активов HSM (измеряются 33 сайта) достигает 13,2 млн. человек, N1.ru — 395,5 тыс.
На рынке классифайдов осталось не так много региональных игроков, поэтому в дальнейшем Hearst Shkulev Digital планирует развивать это направление не через консолидацию, а создавая новые сервисы, говорит Сергей Астапенко.
Например, холдинг думает о запуске новой площадки по выбору недвижимости: она позволит оценивать не только квартиры, но и расположение дома, инфраструктуру и дорожную ситуацию.
На федеральном уровне «МЛСН.ру» далеко до лидеров рынка. Например, у «ЦИАН Групп» месячная аудитория превышает 6,1 млн. посетителей, по данным официального сайта.
Раздел недвижимости есть и на Avito с аудиторией около 25 млн. человек в месяц. Поэтому слияние с более крупным N1.ru и готовность владельцев на обмен долями логичны, считает источник в одной из крупных интернет-компаний.
В целом же недвижимость, как и автомобили, один из наиболее прибыльных сегментов классифайдов, объясняет он, поскольку за продвижение более дорогих товаров люди готовы платить больше, а основные доходы такие сайты как раз получают с пользовательских трат на продвижение.
ЦИАН ранее также развивался за счет консолидаций, напоминает коммерческий директор компании Михаил Посредников: так, выходя в 2014 году на рынок Санкт-Петербурга, ЦИАН приобрел одного из его лидеров — сайт EMLS.
«Спустя три года мы сделали ставку на развитие единого бренда и продукта и пока не планируем покупок»,— отмечает он.