Холдинг «Рустранском» (РТК), основным активом которого является железнодорожный оператор «Русагротранс», купил за 3 млрд руб. одного из крупнейших российских перевозчиков леса «Транслес». Теперь РТК получит 16,6% рынка перевозки леса. Цена считается «вполне адекватной», с учетом того что более чем у половины вагонов срок службы закончится к 2016 году.
Официально холдинг РТК 31 октября 2013 года закрыл сделку по покупке «Транслеса» у кипрской Wardhill Limited. Сделка была профинансирована за счет средств РТК и кредита ВТБ. РТК не планирует серьезных перемен в менеджменте «Транслеса», но в компании упразднят должность гендиректора. Теперь «Транслес» будет возглавлять президент, им назначен Алексей Грибанов, который до этого был заместителем гендиректора «Русагротранса». Возглавлявший «Транслес» Эдуард Мусиенко станет исполнительным директором.
Парк «Транслеса» на конец первого полугодия составлял 8,2 тыс. лесовозных платформ, после консолидации компании совокупный парк РТК будет на уровне 46 тыс. вагонов. По словам совладельца РТК и гендиректора «Русагротранса» Константина Засова, парк «Транслеса» «достаточно старый» и требует обновления, в планах РТК закупать ежегодно до 1,5-2 тыс. новых вагонов для перевозки леса (переговоры ведутся с «Уралвагонзаводом»). «К 2018 году мы планируем нарастить парк «Транслеса» до 13-14 тыс.»,— говорит господин Засов.
Топ-менеджер отмечает, что «Транслес» — лидер по перевозке леса в порты Дальнего Востока для поставок в Юго-Восточную Азию и Китай, на него приходится около 70% от объема перевозок леса по этим маршрутам. РТК планирует расширить географию перевозок «Транслеса» — в первую очередь за счет северо-западного направления, в том числе в Финляндию. Сейчас здесь в основном работает «Евросиб». Константин Засов полагает, что перевозки леса в ближайшие годы будут расти и консолидация «Транслеса» даст РТК дополнительную грузовую базу «на фоне замедления или стабилизации темпов погрузки по другим видам грузов».
Компания «ТрансЛес» была создана в конце 2005 года для повышения эффективности использования парка лесовозных платформ ОАО «РЖД», и на этой основе более полного удовлетворения потребностей клиентов в специализированном подвижном составе для перевозок лесных грузов. Одним из совладельцев компании считается бизнесмен Сергей Петров.
В 2006 г. компания «ТрансЛес» приступила к формированию вагонного парка и оказанию услуг по предоставлению подвижного состава грузоотправителям. Для осуществления управления вагонами были заключены различные договоры с Северной, Октябрьской, Горьковской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железными дорогами.
На сегодняшний день в управлении компании находится более 8 000 железнодорожных платформ. «ТрансЛес» оказывает транспортно-экспедиционные услуги при организации перевозок лесных грузов по железным дорогам России как во внутреннем, так и в международном сообщении.
Оперативное взаимодействия с администрациями железных дорог и клиентами в регионах «ТрансЛес» ведет через представительства в Хабаровске, Чите, Иркутске, Красноярске, Ярославле, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, а так же разветвленной агентской сетью. Непосредственное руководство хозяйственной деятельностью компании осуществляется центральным офисом в Москве. В 2012 году выручка «Транслеса» составила 3,91 млрд руб., чистый долг — 526 млн руб., EBITDA —1,29 млрд руб.