Президент «Роснефти» Игорь Сечин не оставляет попыток получить 20% «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП). Он попросил Владимира Путина поручить правительству напрямую продать нефтекомпании принадлежащие государству 20% акций порта, подконтрольного «Транснефти» и группе «Сумма». До сих пор в Белом доме были против и хотели выставить пакет на конкурс. В случае успеха «Роснефти» в НМТП появятся три ключевых акционера с противоречивыми интересами и богатой историей взаимных конфликтов.
Это уже не первая попытка Игоря Сечина добиться участия «Роснефти» в НМТП. Еще будучи вице-премьером, в феврале 2012 года он обращался с таким предложением к Владимиру Путину, бывшему тогда премьером, объясняя необходимость прямой продажи «стратегическим значением порта для государственных интересов». Теперь Игорь Сечин отмечает, что «Роснефть» вместе с ExxonMobil собирается начать разведочное бурение на Туапсинском прогибе и Южно-Черноморском участке на шельфе Черного моря и ей нужна «современная береговая база с развитой транспортной инфраструктурой».
Игорь Сечин поясняет, что найти подходящую площадку на побережье сложно из-за плотной курортной застройки. При этом «Роснефть» совместно с Минпромторгом, Минобороны и «Объединенной судостроительной корпорацией» сочли наиболее оптимальной площадкой для базы именно НМТП. Прямая продажа 20% НМТП «Роснефти», по мнению Игоря Сечина, создаст условия для инвестиций в шельфовые проекты, формирования допдоходов бюджета в 2013 году и способствует росту акционерной стоимости «Роснефти».
50,1% НМТП принадлежит Novoport Holding, которым на паритетных началах владеют «Транснефть» и группа «Сумма», еще 10% акций осенью в интересах «Транснефти» приобрел «Уралсиб». Действия Игоря Сечина могут быть реакцией на увеличение доли в порту «Транснефтью». В последнее время у компаний был целый ряд спорных вопросов, «Транснефть» выступала против участия «Роснефти» в капитале порта. Кроме того, присутствие крупного грузоотправителя в составе акционеров НМТП неправильно с точки зрения конкуренции.
Предположительно, правительство может перенести приватизацию на 2014 год, такого же мнения придерживается и консультант Deutsche Bank. При этом, отмечает он, «нет проблем с тем, чтобы «Роснефть» использовала НМТП для своих проектов, но для этого госкомпании необязательно быть акционером».
Группа НМТП является третьим портовым оператором Европы и безусловным лидером на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. В состав Группы входят два крупнейших порта России — порт Новороссийск на Черном море, порт Приморск на Балтийском море, а также порт Балтийск в Калининградской области.
Порты Группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, что делает их ключевым каналом транзита российских импортных и экспортных грузов.
По итогам 2012 года рыночная доля Группы НМТП составила 28% от грузооборота всех морских портов России, а также 56% перевалки нефти и 33% перевалки пшеницы в морских портах РФ. В 2012 году грузооборот Группы достиг 159 млн. тонн, в том числе 83 млн. тонн в порту Новороссийск и 75 млн. тонн в порту Приморск. Консолидированная выручка Группы НМТП по МСФО в 2012 году составила $ 1034 млн., EBITDA – $ 592 млн., а чистая прибыль – $ 316 млн.