Кто купил этот долг у «МДМ банка» и за сколько — неизвестно. Представитель «МДМ банка» и близкий к нему человек отказались говорить об этом, представитель «Мечела» от комментариев отказался. Представитель Сбербанка заверил, что не Сбербанк купил долг Зюзина, представители Газпромбанка и ВТБ не ответили «Ведомостям».
«МДМ банк» не значится в списке кредиторов «Мечела», перед которыми у компании есть залоги в виде акций компании или ее дочерних обществ (эти данные раскрываются в отчете «Мечела» на сайте Комиссии по ценным бумагам США). В другом раскрытии «Мечела», где компания указывает офшоры, через которые Зюзин владеет «Мечелом», говорится, что в конце августа (более актуальных данных нет) по личным кредитам основного акционера заложено 27,2%, и указывается, что заложены акции только одного офшора Зюзина — компании Calridge, да и то не полностью (всего через Calridge Зюзин владеет 36,58% «Мечела»).
Информации, что Зюзин брал кредит в «МДМ банке» и оставлял в залог акции «Мечела», в отчетности компании нет. Три человека, близких к «МДМ банку», утверждают, что у «Мечела» еще с 2009 г. был небольшой кредит в банке и по нему не было акций в обеспечении.
Но когда «Мечелу» в марте — апреле 2014 г. срочно потребовалось погасить задолженность в $150 млн перед Альфа-банком из-за срыва ковенантов по кредиту, «МДМ банк» выдал Зюзину кредит на погашение — и тогда получил залог в 15% «Мечела», утверждают собеседники «Ведомостей». Размер кредита собеседники, близкие к банку, не назвали.
В мае 2014 г. ВТБ освободил из-под залога все акции «Мечела», рассказывал в мае заместитель председателя правления банка Герберт Моос на телеконференции. Человек, близкий к «МДМ банку», утверждает, что 15% «Мечела» в виде залога его банку достались именно тогда. В отчете компании было отображено, что в апреле Зюзин сократил залог с 59,4 до 41,6%. «И это произошло за счет средств «МДМ банка», — утверждает сотрудник банка. Представитель ВТБ это не комментирует.
В обеих версиях указывается, что сделка произошла в апреле 2014 г. Тогда капитализация «Мечела» на Нью-Йоркской бирже составляла $929,8 млн. Доля в 17,8% оценивалась в $165,5 млн, помнит аналитик Raiffeisenbank Денис Порывай. Он уверен, что заложить долю компании можно было на тот момент только с большой скидкой, в 30-40%, под залог такой доли, таким образом, можно было получить $98-100 млн. Еще $78 млн на тот момент у компании было на балансе в виде свободных денежных средств, так что расплатиться из этих средств с Альфа-банком «Мечел» мог, заключает Порывай.