Арбитражный управляющий выставил на торги комплекс Таганрогского автомобильного завода, начальная цена — 4,5 млрд руб. В конце прошло года предприятие было оценено в 5,7 млрд руб.
В отчете оценщика — ООО «Стандарт АВИР» — утверждается, что для выхода на прибыль заводу необходимо выпускать 75 тыс. автомобилей в квартал, притом что на пике производство на ТагАЗе доходило до 80–110 тыс. машин в год.
Эксперт не исключает, что интерес к активу могут проявить инвесторы из разных отраслей, наиболее вероятно — из машиностроения.
Имущественный комплекс ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ) выставлен на торги единым лотом по начальной цене 4,5 млрд руб., говорится в сообщении Межрегиональной электронной торговой системы.
Перечень включает земельные участки, производственные цеха, административные здания, оборудование, сборочные линии автомобилей Hyundai — Sonata, Santa Fe, Elantra. Часть имущества находится в залоге у ПАО «Росбанк», АО «Газпромбанк», ЗАО «ЮниКредит Банк», ОАО АКБ «Абсолют Банк», ОАО «Банк ВТБ», ООО «Южная автомобильная группа» («дочка» Сбербанка), «Хепри Файненс Лимитед», Cerim Trading LTD, Stoba Trading LTD.
Заявки на открытый аукцион принимаются до 30 октября, сами торги пройдут 2 ноября в Орле.
Порядок продажи не удавалось согласовать некоторое время, решение оспаривали залоговые кредиторы Cerim Trading Ltd и Stoba Trading Ltd, подконтрольные Михаилу Парамонову.
Из материалов ростовского арбитража следует, что Cerim указывала на недопустимость совместной продажи залогового и незалогового имущества и утверждала, что включение ее залогового имущества в продажный перечень противоречит законным интересам компании. Суд с доводами Cerim не согласился и в удовлетворении заявления отказал.
ООО «Стандарт АВИР» в конце прошлого года оценило 5,5 тыс. единиц основных средств ТагАЗа в 5,7 млрд руб., однако объект рассматривался как набор активов, а не как бизнес. В отчете утверждается, что для работы завода в прибыль в существующих реалиях рынка необходимо выпускать порядка 75 тыс. автомобилей в квартал, притом что ТагАЗ на пике производил только 80–110 тыс. машин в год.
По данным оценщика, большая часть оборудования не является универсальной, а произведена за границей для производства конкретных марок автомобилей: TagAZ Aquila, Chery Bonus, Hyundai Accent, Corda 3, Chery Estina A21, Chery Elana, Chery Tiggo, Hyundai County, Hanwha Co. Porter.
Именно производство этих марок было заявлено в плане внешнего управления для вывода предприятия из кризиса, но найти общий язык с Chery и Hyundai не удалось, корпорации перебазировали сборку на другие российские площадки или отказались от идеи продолжения выпуска морально устаревших моделей, поясняют в «Стандарт АВИР».
Таганрогский автомобильный завод был запущен в 1998 году, общий объем инвестиций в проект составил более $320 млн, выпускал автомобили под марками TagAZ, Vortex (из машинокомплектов Chery), BYD, Hyundai.
Во время кризиса 2009 года завод начал испытывать финансовые трудности, задолженность перед Сбербанком, Газпромбанком и ВТБ достигла 20 млрд руб. В 2012 году завод подал заявление о банкротстве, Арбитражный суд Ростовской области ввел на заводе процедуру наблюдения, а затем — внешнее управление. В начале 2014 года арбитраж признал предприятие банкротом.
Кроме Сбербанка (4,3 млрд руб.), Газпромбанка (3 млрд руб.) и ВТБ (7,3 млрд руб.), в реестр кредиторов ТагАЗа входят Росбанк (1,6 млрд руб.), Абсолют-банк (1,1 млрд руб.), а также структуры группы «Донинвест» господина Парамонова (около 6,6 млрд руб.).
В прошлом году губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил, что восстановлением ТагАЗа после его продажи может заняться некий китайский инвестор.
Весной этого года вопрос обсуждался на встрече первого заместителя губернатора Александра Гребенщикова с гендиректором представительства JAC в России Юй Ян, который заявил о возможности создания на базе ТагАЗа производства мощностью около 20 тыс. автомобилей в год с возможностью расширения.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что интерес к ТагАЗу могут проявить инвесторы из разных отраслей.
«Мощности совсем не обязательно использовать именно для автопроизводства, но этот вариант пока не стоит сбрасывать со счетов. Будет логично, если предприятие купит кто-то из машиностроителей, ведь оно имеет соответствующий профиль и там проще всего организовать выпуск соответствующей продукции. Также там может быть организован центр металлообработки, завод для этого подходит»,— пояснил эксперт.
Разницу между оценкой и начальной ценой торгов господин Баранов объясняет продолжающимся устареванием активов и нестабильной экономической ситуацией. При этом, по его словам, снижение цены может способствовать росту интереса со стороны потенциальных покупателей.