По данным газеты «Коммерсант», «Интер РАО» хочет выкупить у Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») 25% в СП «Русские газовые турбины» (РГТ), сообщили источники на энергорынке.
«Вопрос обсуждается, но в начальной стадии, решений нет»,— подтвердили в «Ростехе». В «Интер РАО» (уже владеет 25% в РГТ) от комментариев по сделке отказались. Ключевой участник СП — американская GE с 50%.
РГТ создано в 2011 году, владеет площадкой в Рыбинске по сборке газовых турбин 6FA (около 80 МВт) по технологии GE. Производство запущено в 2014 году, мощность — до 14 турбин в год, площадка недозагружена.
Также, говорят собеседники, «Интер РАО» планирует выкупить у GE лицензию для локализации в РФ газовых турбин большой мощности (ГТБМ) — и 6FA, и моделей до 200 МВт. Предположительно, речь идет в том числе о наиболее сложной и маржинальной технологии горячей части — камеры сгорания и лопаток турбины, лицензия может стоить $250 млн.
Но один из собеседников в отрасли говорит, что лицензионное соглашение — лишь часть платежа. Обычно оговаривают и уровни локализации (части турбины) — за каждую приходится доплачивать, так как правообладатель продолжает поставлять нелокализованные части.
Кроме того, по лицензионному соглашению GE, вероятно, будет получать процент от продаж турбин. Производители, как правило, оставляют за собой и гарантию на сервис (маржа 40–70%), поясняет источник.
ГТБМ — ключевая технология для крупных газовых станций (в том числе для готовящейся программы модернизации старых ТЭС общим объемом до 1,4 трлн. руб.), но у РФ своих таких турбин нет.
О переговорах по локализации ГТБМ сообщал 3 октября 2018 года замглавы Минпромторга Василий Осьмаков, затем информацию о переговорах с GE по передаче технологии в РФ подтвердил глава «Интер РАО» Борис Ковальчук. По его словам, с GE «уже практически достигнуты» договоренности о полной локализации в Рыбинске и 6FA, и турбин 185–195 МВт.
В этой ситуации выход из СП структур «Ростеха», попавшего под санкции США, может упростить переговоры. В «Интер РАО» отметили, что изучают варианты локализации с разными участниками процесса в соответствии с поручениями президентской комиссии по ТЭКу.
Правительство в рамках модернизации ТЭС хотело бы приоритетно загружать машиностроителей РФ. Правительство на создание технологии ГТБМ готово дать 7 млрд. руб., на них могут претендовать «Силовые машины» Алексея Мордашова и ОДК.
Как говорил господин Осьмаков, в первом квартале 2019 года может пройти конкурс по выбору головной компании, которая будет создавать турбины, «а дальше сложится кооперация».
Раскладка участников кооперации неясна. У «Силмаша» есть СП с Siemens, но компания обсуждает и возможность производства на площадке ОДК горячей части.
Siemens говорила о готовности к полной локализации в РФ, но не ранее чем к 2022–2023 годам. У ОДК есть и проект с «Роснано» и «Интер РАО» по турбине ГТД-110М, но еще в конце 2017 года ее образец разрушился на испытаниях.
По пути покупки лицензии GE на турбины 32 МВт для газопровода Nord Stream 1 в 2008 году пошел «РЭП Холдинг» Газпромбанка. Эти машины локализованы на 95%, но GE не передала технологии горячей части. Другие энергетики выступали за локализацию.
Глава «Газпром энергохолдинга» Денис Федоров говорил, что компания «практически уверена» в том, что в РФ через три года не появятся ГТБМ, «если не договориться с Siemens или GE о полной локализации».
Юрий Мельников из МШУ «Сколково» напоминает, что у ОДК и «Силмаша» пока нет готовых турбин, у Siemens и GE есть, и они могут машины локализовать, но это зависит от прогнозов спроса.
В рамках программы ДПМ (строительство новых станций в 2008–2015 годах) в РФ пришло порядка 100 газовых турбин, в основном по технологии Siemens и GE, говорит эксперт, но модернизация создаст кратно меньший спрос, который может легко покрыть один производитель.
Господин Мельников считает, что локализованные в соответствии с требованиями Минпромторга газовые турбины могут появиться на рынке РФ через четыре—семь лет, когда основные отборы проектов модернизации уже пройдут.
Он не исключает, что более вероятен сценарий паросиловой модернизации, тогда для спроса на газовые турбины будут более значимы проекты собственной генерации крупных потребителей, но для них мощность в 200 МВт обычно чрезмерна.