Marathon Group Александра Винокурова стала совладельцем производителя здорового питания по подписке Grow Food, рассказали три источника на рынке продовольственного ретейла и один — на рынке доставки готового питания. По словам двух собеседников Forbes, сделка уже закрыта, в ее рамках Marathon Group приобрела крупную долю в бизнесе: больше блокирующего пакета, но меньше — контрольного. Сумма сделки, по их информации, составила 4-4,5 млрд рублей.
В Marathon Group и Grow Food на запросы Forbes не ответили. Не стал разговаривать с Forbes и Александр Винокуров. «Не знаем, на каких слухах основана такая информация, да и в текущей ситуации распространяться по вопросам акционерной структуры было бы неправильно», — сообщил основатель Grow Food Даниэль Гальпер. Юрлицо Grow Food, компания «ГФ Трейд», до июля 2023 года принадлежало кипрской Vinda. Сейчас ее собственник — МКООО «Винда Лимитед», зарегистрированное в Калининграде, ее бенефициары не раскрываются.
Сервис Grow Food занимается производством и доставкой здорового питания — рационов различного калоража. Компанию в 2015 году основали два бизнесмена из Санкт-Петербурга — Даниэль Гальпер и Павел Паскарь. Спустя год партнеры привлекли 30 млн рублей инвестиций от венчурного фонда Add Venture. Позже он вложил в сервис еще $5 млн (около 300 млн рублей).
В 2019 году Grow Food открыла пищевой комбинат в Санкт-Петербурге площадью 2200 кв. м и стоимостью 200 млн рублей. Он производит около 12 т продукции в день, или примерно 1–1,2 млн порций в месяц. В основном компания работает в Москве и Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях, хотя в 2019 году запускала доставку в Мурманске, Краснодаре, Екатеринбурге, Казани и Новосибирске. Региональный проект просуществовал всего год. В 2022 году Grow Food начал развитие отдельного бренда «Прием» в недорогом сегменте, с подпиской на месячные рационы за 9900 рублей.
Marathon Group была основана в 2017 году бывшим президентом A1 и зятем главы МИД Сергея Лаврова Александром Винокуровым совместно с другим выходцем из этой компании Сергеем Захаровым. Крупнейший актив группы — доля 26,66% в ретейлере «Магнит». Marathon Group приобрела первые 11,82% «Магнита» еще в 2018 году, затем нарастила долю.
По предварительной оценке компании «INFOLine-Аналитика», в 2023 году оборот рынка продуктовых наборов и рационов не превысит 14,7 млрд рублей — это на 6% ниже показателей 2022 года. А пик развития этого рынка, отмечают в компании, пришелся на послековидный 2021 год, когда его оборот вырос на 49% год к году и составил 16,4 млрд рублей.
Grow Food с 2016 года возглавляла рейтинг крупнейших игроков на российском рынке доставки продуктовых наборов. Но, по данным «INFOLine-Аналитики», в первом полугодии 2020-го ее обогнал сервис Performance Group Артура Зеленого. Долю Grow Food на рынке продуктовых наборов по итогам III квартала 2023 года «INFOLine-Аналитика» оценивает в 30,1%, а Performance Group — 36,9%. По данным компании, за девять месяцев оборот Grow Food вырос на 15,8%, до 3,1 млрд рублей год к году, а количество заказов — на 26,3%, до 608 400. Средний чек в III квартале 2023 года составлял 5845 рублей, сократившись год к году на 2,8%.
«Интерес Marathon Group к Grow Food понятен, — считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. — Grow Food — второй по величине игрок на рынке готовых рационов питания. Компания демонстрирует устойчивую бизнес-модель, а в 2022-2023 годах активно развивается в бюджетном сегменте и имеет значительный потенциал расширения бизнеса при выходе в города за пределами Москвы и Санкт-Петербурга».
По мнению Бурмистрова, у Grow Food есть потенциал синергии с «Магнитом». «Например, Grow Food сможет задействовать собственные производственные мощности для поставок на полки ретейлера готовой кулинарной продукции под брендом «Кухня», это ускорит возврат инвестиций и позволит расширить географию производителя», — рассуждает Бурмистров. По его мнению, у такого рода синергии много перспектив. «Магнит» сейчас активно развивает продажи кулинарии, особенно в Московском регионе, а Grow Food имеет опыт в продажах здорового питания. «К тому же клиентская база Grow Food — это в значительной степени аудитория, которая следит за своим питанием, занимается спортом, и ей могут быть интересны предложения в онлайне супермаркетов и гипермаркетов «Магнит», а также маркетплейса «Магнит Маркет».