По данным газеты «РБК daily», власти Удмуртии заявили, что обанкротившийся «ИжАвто» может войти в создаваемый корпорацией «Ростехнологии» холдинг «Росавто». Однако, сама госкорпорация от этой идеи пока открещивается, что вполне объяснимо. Сейчас главная задача «Ростехнологии» — решить проблемы АвтоВАЗ, поэтому брать на себя еще один убыточный актив с долгами на 15 млрд руб. ей не с руки.
Напомним, что «ИжАвто» и раньше просил помощи «Ростехнологии»: переговоры, правда безуспешные, о продаже завода АвтоВАЗу (подконтролен госкорпорации) вел еще бывший собственник — группа СОК. Сейчас на «ИжАвто» внешнее наблюдение. В ближайшее время завод возобновит сборку автомобилей Kia, но это вряд ли принесет ему существенные доходы.
Строительство завода «ИжАвто» в городе Ижевске – столице Удмуртской Республики, началось в 1965 году при поддержке Дмитрия Фёдоровича Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности страны. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408». Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом «АЗЛК». С 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров.
Основные достижения и новые разработки датировались как раз началом семидесятых годов. В дальнейшем наблюдался застой и спад производства вплоть до 2000 года, в котором произошла смена руководства и юридического статуса, после чего объёмы производства выросли и до 2008 года держались относительно стабильно. В августе 2005 года производство собственных моделей «Иж» (за исключением «ИЖ-27175» (фургон на базе «ИЖ 2126»)) прекращено, в декабре прекращено производство «ВАЗ-2106». Началась промышленная сборка автомобиля Spectra корейской компании KIA Motors Corporation. С 2006 начат выпуск новой KIA Rio. В 2007 году продолжался выпуск «ВАЗ-21043», была запущена сборка KIA Sorento, собирался «Иж—27175».
В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90 % сотрудников. В мае 2009 года производство на предприятии было остановлено. В августе этого же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о собственном банкротстве. Выручка компании за 2008 год составила 20,891 млрд руб., чистый убыток — 908 млн руб.
«Между тем вхождение в «Росавто» способно решить проблемы «ИжАвто» с долгами», — считает аналитик ИК «Атон» Михаил Пак. По мнению эксперта, выгодно это и «Ростехнологиям»: ведь это готовая и неплохая производственная площадка. Вопрос только в том, какими заказами ее возможно загрузить.
В «Ростехнологиях» заверили, что использовать площадку «ИжАвто» для сборки «классики» не намерены. А новые модели Renault-Nissan с нетерпением ждут и на самом АвтоВАЗе.