По данным газеты «Ведомости», контрольный пакет акций крупнейшего порта страны — Новороссийского (НМТП) не должен оказаться в одних руках, решила министр экономразвития Эльвира Набиуллина и предложила ограничить участие в приватизации порта группы «Сумма» Зиявудина Магомедова.
Набиуллина вслед за вице-премьером Игорем Сечиным отправила премьеру Владимиру Путину предложения о продаже госпакета НМТП. Как и Сечин, Набиуллина предлагает проработать возможность одновременной продажи 20%-ного госпакета и 5% акций НМТП, принадлежащих РЖД: это «позволит значительно повысить интерес инвесторов к продаваемым акциям».
Правда, в отличие от вице-премьера, который посоветовал Путину продать 25% порта государственной «Роснефти», Набиуллина считает нужным предложить актив разным инвесторам. Для этого она просит премьера назначить агентом по продаже госдоли «дочку» Morgan Stanley, которая за 2% от суммы сделки проведет оценку доли и представит отчет о возможных покупателях, их предложениях по цене и условиям продажи. После этого правительство выберет способ приватизации пакета. Минэкономразвития против его продажи госкомпании. Та же позиция у Росимущества.
Набиуллина в письме предлагает еще одно ограничение на участие в приватизации НМТП. Она отмечает риски «монополизации корпоративного контроля за деятельностью порта» и предлагает проработать схему их «минимизации». Это значит, что на блокпакет НМТП не смогут претендовать ни «Транснефть», ни «Сумма», СП которых владеет 50,1% акций порта (эффективная доля каждого — 25%).
Крупнейший порт в России — стратегический актив и нежелательно, чтобы кто-то владел в нем контролем. СП «Суммы» и «Транснефти» также не должно покупать актив, так как в этом случае в руках одного инвестора окажется квалифицированное большинство голосов (75,1%) и он не станет прислушиваться к позиции миноритариев.
ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (ОАО «НМТП») оказывает широкий спектр стивидорных и портовых услуг и является крупнейшим в России портовым оператором и третьим оператором в Европе по объему грузооборота. ОАО «НМТП» является ключевым каналом поставок российских импортных и экспортных грузов. На долю НМТП приходится около 20% всего грузооборота морских портов России.
Универсальность оборудования дает ОАО «НМТП» возможность обрабатывать все основные виды грузов, перевозимые морским транспортом – наливные, навалочные, смешанные грузы и контейнеры и своевременно реагировать на изменения в структуре грузопотока.
Новороссийский Порт расположен в северо-восточной части Черного моря, является крупнейшим морским портом России и занимает пятое место среди крупнейших портов Европы. Это единственный универсальный незамерзающий глубоководный порт Южного бассейна России, позволяющий осуществлять круглогодичную навигацию. Новороссийск находится на пересечении международных транспортных коридоров, связывающих Россию со Средиземноморьем, Ближним Востоком, Африкой, Южной и Юго-Восточной Азией, Северной и Южной Америкой.
Акции порта торгуются на российской бирже ММВБ, а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок. Консолидированная выручка группы за девять месяцев 2011 года по МСФО составила $782 млн, EBITDA — $403,8 млн.