Особенно примечательно, что это происходит на фоне продолжающейся стагнации отрасли, ужесточения регулирования и снижения доходов от традиционных услуг связи из-за бесконечных ценовых воин в регионах.
Попытки операторов диверсифицировать бизнес и занять новые ниши пока не приносят заметных коммерческих результатов. В итоге чуть ли не единственным значимым драйвером роста выглядит возможная консолидация.
Даже не возможная, а, скорее, вероятная. Президент МТС Алексей Корня уже вполне официально говорил, что консолидация рынка «может повысить как инвестиционный, так и технологический потенциал отрасли».
Сегодня любой оператор признает, что четыре оператора — «это перебор, который разрушает рынок», поддержал коллегу на предновогодней встрече с журналистами гендиректор «Вымпелкома» Василь Лацанич.
По его мнению, правда, пока ни один из операторов не готов отказаться от своей независимости. Или все-таки готов — ради большего куска пирога?
За подкрепляющими примерами далеко ходить не надо: так, объединение сервисов онлайн-заказа такси «Яндекс» и Uber в 2018 году ознаменовало фактическое окончание ценовой войны на рынке агрегаторов такси в России и соседних странах и позволило совместной компании занять около половины рынка.
Да, онлайн-заказ такси более молодая и динамичная индустрия в отличие от телекома, где для объединения нужны более веские причины. Но и они назрели.
Помимо возможности сократить капитальные и операционные затраты дальнейшее объединение Tele2 с еще одним из игроков классической «большой тройки» позволило бы занять лидирующие позиции в развитии связи нового поколения 5G.
Очевидно, что в условиях ограниченного частотного ресурса игрок, объединивший крупнейшую в стране волоконно-оптическую сеть с двумя сотовыми сетями, автоматически может расцениваться как инфраструктурный оператор, о создании которого «Ростелеком» грезил несколько лет.
Заявленное в декабре 2019 года соглашение о намерении создать совместное предприятие, куда в равных долях войдут «Ростелеком», «МегаФон», «Вымпелком» и МТС, «для расчистки и получения дефицитных частот» для 5G не исключает возможности дальнейшего объединения.
И в его случае оставшиеся два игрока попадут в зависимость от нового, поскольку будут проигрывать ему как по инфраструктуре, так и по охвату абонентов, несмотря на равный доступ к частотам.
Наиболее вероятными кандидатами для консолидации с Tele2, исходя из экономических факторов, сегодня можно считать «Вымпелком» и «МегаФон», наименее вероятным — МТС, который единственный из «большой тройки» продолжает демонстрировать рост выручки от мобильного сегмента (в третьем квартале она увеличилась на 3%, до 83,1 млрд. руб.).
Синергия в рамках инфраструктурного оператора может потенциально перерасти в консолидацию ради сокращения издержек на содержание инфраструктуры, увеличения рыночной доли и технологического лидерства.
А простым абонентам в таком сценарии придется готовиться к повышению цен, которое сейчас сдерживается из-за демпинга Tele2 в ряде регионов.
Права на шведский бренд Tele2 у «Ростелекома» закончатся через несколько лет. Можно предположить, что компания не будет продлевать их, что и ознаменует исчезновение четвертого игрока, который еще несколько лет назад был так нужен российскому рынку.
Возможно, после этого оставшиеся участники рынка смогут наконец перестать оглядываться друг на друга и начать по-настоящему на нас зарабатывать.