По данным газеты «РБК daily», в преддверии визита премьер-министра Владимира Путина, совершена первая сделка с участием китайского капитала. Малоизвестная «Российско-китайская инвестиционная энергетическая компания» приобрела 51% акций ЗАО «Сунтарнефтегаз». Последнее является владельцем лицензии на нефтегазовые месторождения в Восточной Сибири.
Официальным покупателем контрольного пакета «Сунтарнефтегаз» стала «дочка» зарегистрированной в Гонконге RusEnergy Investment Group. В ближайшие два года RusEnergy вложит в освоение месторождений $300 млн. Добытый на них газ планируется экспортировать в Китай, Японию, Южную Корею и Сингапур.
Напомним, что в апреле текущего года «Сунтарнефтегаз» подписал с частными инвесторами из Гонконга договор о привлечении инвестиций. Документ предусматривает вхождение китайских инвесторов в акционерный капитал компании при условии предоставления долгосрочных вложений для разработки месторождений российской компании.
ЗАО «Сунтарнефтегаз» было создано в 2006 году для участия в аукционах за нефтегазовые месторождения, находящиеся вдоль трассы строящегося трубопровода Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО). Владеет лицензиями на Южно-Березовский и Чередейский участки в Восточной Сибири с суммарными запасами 60 млрд куб. м газа. Их совместная проектная добыча должна составить около 3 млрд куб. м газа в год. Месторождения компании расположены в пределах трассы ВСТО, по которому нефть планируется поставлять, в частности, в страны азиатско-тихоокеанского региона (АТР), и проектируемого газопровода до города Находки, который пройдет в едином коридоре с нефтепроводом.
Китай очень продуманно пользуется кризисной ситуацией, когда стоимость углеводородных месторождений сильно упала, говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
По оценке старшего аналитика ФК «Открытие» Натальи Мильчаковой, 51% «Сунтарнефтегаза», исходя из заявленных запасов на балансе компании, стоит порядка $200—300 млн. Сделка вряд ли состоялась без одобрения в Кремле, считает эксперт. Добытый на месторождениях «Сунтарнефтегаз» газ должен направляться на экспорт, а это невозможно без участия «Газпром».