Закрытие сделок ожидается в ближайшее время после получения необходимых регуляторных одобрений в РФ и КНР, сообщила российская компания. До этого единственным иностранным акционером проекта была французская Total с 10%.
При этом НОВАТЭК продолжает переговоры с другими возможными инвесторами. Как сообщил глава Минэнерго Саудовской Аравии Халид аль Фалих журналистам на ПМЭФ, национальная Saudi Aramco продлевает обсуждение о вхождение в «Арктик СПГ 2».
В марте 2019 года глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон говорил, что допускает возможность покупки компанией Saudi Aramco до 30% в проекте «Арктик СПГ 2», если будут предложены хорошие условия.
Помимо этого, как и предполагал “Ъ”, НОВАТЭК, «Совкомфлот» (СКФ), COSCO и Фонд Шелкового пути заключили соглашение о создании СП по развитию флота ледокольных танкеров арктического класса ООО «Морской арктический транспорт» (МАТ). Распределение долей стороны не раскрыли.
Ранее источники “Ъ” говорили, что контроль в МАТ останется за российскими компаниями, а максимальная доля COSCO и ФШП будет ограничена 49,99%. Документ подписан в рамках Петербургского международного экономического форума, хотя, по данным “Ъ”, сделать это планировалось в середине сентября 2019 года на Восточном экономическом форуме.
СП должно обеспечить круглогодичную транспортировку сжиженного природного газа с уже построенного завода НОВАТЭКа «Ямал СПГ», а также будущих заводов «Арктик СПГ-2» и других.
Также, по данным “Ъ”, китайская сторона предоставит большую часть заемных средств для строительства арктического флота.
«Консолидация транспортно-логистической схемы проекта на единой операционной платформе будет способствовать повышению эффективности, безопасности, а также дальнейшей оптимизации всей системы организации грузопотока через акваторию Северного морского пути, в том числе в рамках проекта "Полярный шелковый путь"»,— отмечает «Совкомфлот».
НОВАТЭК должен стать основным грузоотправителем по СМП. В июне компания подписала с СКФ соглашение о стратегическом сотрудничестве по транспортировке СПГ и газового конденсата с «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и других проектов.
Как отмечал тогда глава и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон, для реализации стратегии развития компании по производству более 55 млн. тонн СПГ в год к 2030 году стоит задача создания эффективной модели морской транспортировки по Севморпути, а объединение усилий с СКФ позволит добиться максимальной эффективности в управлении транспортными затратами.
Для вывоза углеводородов с «Ямал СПГ» строительство 15 танкеров (последний должен быть сдан в 2019 году) ведется на корейской DSME. Шесть из них — для канадской Teekay LNG, пять — для греческой Dynagas, три — для японской Mitsui OSK Lines и один — для СКФ. НОВАТЭК рассматривает возможность размещения заказа на 15 газовозов для «Арктик СПГ» на строящейся на Дальнем Востоке «Звезде».
Totalenergies (Total)
НОВАТЭК
Совкомфлот
Saudi Aramco
Ямал СПГ
CNOOC
Леонид Викторович Михельсон
China National Petroleum Corporation (CNPC)
Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME)
Фонд Шёлкового пути (ФШП) / Silk Road Fund (SRF)
Арктик СПГ-2
Китайская национальная компания по разведке и разработке нефти и газа (CNODC)