По данным газеты «Коммерсант», акционеры «Юлмарта» рассчитывают в ближайшее время урегулировать конфликт, следует из презентации ритейлера для инвесторов.
Описанная в ней схема подразумевает, что двое из совладельцев Ulmart Holding Ltd (UHL, материнская компания «Юлмарта») Дмитрий Костыгин и Август Мейер (совокупно контролируют 61,5% компании) приобретут долю третьего партнера Михаила Васинкевича (38,5%), а затем и сами выйдут из компании, чтобы «обеспечить новой управленческой команде возможность с чистого листа развивать проект».
100% «Юлмарта» перейдут к владельцу и председателю совета директоров ПНТ Михаилу Скигину. Его компания Ledaro кредитовала «Юлмарт» в 2016 году, а осенью 2018-го подала иск о банкротстве UHL.
«Ждали, терпели, кредит не вернули. Дальше ничего личного», - Михаил Скигин, владелец Петербургского нефтяного терминала, об иске к «Юлмарту», «Фонтанка.ру», 6 сентября 2018 года.
В «Юлмарте» не подтвердили, но и не опровергли эту информацию. «Переговоры с различными потенциальными инвесторами продолжаются, но имена и компании мы назвать не готовы»,— сообщили в пресс-службе компании. Адвокат господина Скигина Климент Русакомский сообщил, что четких договоренностей пока нет.
15 ноября 2019 года Михаил Васинкевич сообщил “Ъ”, что «в последние месяцы были попытки урегулировать все имевшиеся споры, был разработан и согласован документ об их урегулировании».
По его словам, его подписали ряд лиц, в том числе сам господин Васинкевич, однако «в самый последний момент Август Майер и контролируемые им лица отказались» от его подписания.
Михаил Скигин — сын петербургского бизнесмена Дмитрия Скигина, владевшего ПНТ вместе с партнером Ильей Трабером, который позднее стал фигурантом дела о «русской мафии» в Испании. Последние двое «в свое время» работали с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге, говорил пресс-секретарь последнего Дмитрий Песков.
Конфликт между акционерами «Юлмарта» тянется с 2016 года, на его фоне компания столкнулась с претензиями кредиторов и потеряла позиции на российском рынке онлайн-ритейла, где ранее лидировала. В 2018 году Лондонский суд обязал Дмитрия Костыгина и Августа Мейера выкупить долю господина Васинкевича за $67 млн., но сделка не состоялась, в чем стороны винят друг друга.
Объем российского рынка электронной торговли в 2018 году составил 1,285 трлн. руб., оценивал институт Гайдара для Национальной ассоциации дистанционной торговли. По данным Data Insight, лидерство по объему продаж в онлайне в 2018 году сохранил Wildberries, «Юлмарт» же опустился на девять позиций, заняв 17-ю строчку.
Из презентации следует, что «Юлмарту» требуются внешние инвестиции в объеме 9 млрд. руб., из которых 4 млрд. руб. пойдут в оборотный капитал, 3 млрд. руб.— в «органический рост» и 2 млрд. руб.— в маркетинг и рекламу. На какую долю в компании может претендовать инвестор, не уточняется.
Выручка «Юлмарта» в 2018 году составила 13 млрд. руб., но уже по итогам 2022 года она может увеличиться почти в пять раз, до 63,2 млрд. руб., ожидает компания. На положительную EBITDA ритейлер планирует выйти по итогам 2021 года, на чистую прибыль — по итогам 2022-го.
Предполагаемая схема свидетельствует о том, что Дмитрий Костыгин потерял надежду восстановить стоимость бизнеса «Юлмарта», считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
«К сожалению, можно констатировать, что для "Юлмарта" момент упущен. И момент выхода на IPO, и момент выгодной продажи, когда у потенциальных покупателей не было или не хватало логистической инфраструктуры»,— поясняет он.
По его словам, ранее обсуждался вариант вхождения в бизнес «Юлмарта» Сбербанка — для использования инфраструктуры в рамках СП «Яндекс.Маркет», однако СП открыло уже третий склад, активы «Юлмарта» ему не нужны, как и Wildberries или Ozon. Инфраструктура «Юлмарта» настроена на годовой оборот в 60 млрд. руб., иначе компания будет нести убытки, считает господин Бурмистров.
У «Юлмарта» до сих пор очень приличные позиции и лояльная клиентская база с 4 млн. визитов в месяц, он точно входит в топ-50 в онлайн-ритейле, говорит управляющий директор сети «220 Вольт» Алексей Федоров. По его оценке, при инвестициях в 2–3 млрд. руб., преимущественно в маркетинг, у «Юлмарта» есть шансы войти в топ-10.
«Есть большое количество фондов, которые готовы такие деньги инвестировать в интернет-проекты. Другое дело, что сейчас проекты оцениваются исходя из прибыли, а не оборота, который раньше нагонял "Юлмарт"»,— рассуждает господин Федоров, резюмируя, что проекты с отрицательным показателем EBITDA в России мало кто рассматривает.