По данным газеты «РБК daily», петербургские сети детских товаров «Здоровый малыш» и «Дети» могут перейти от конкуренции к сотрудничеству. Выход ритейлеров на московский рынок обернулся скандалом — обе компании стали открывать в столице магазины под вывеской «Дети». Сложившаяся ситуация может решиться путем поглощения одной сети другой: «Здоровый малыш» планирует купить «Детей».
Таким образом «Здоровый малыш» собирается завоевать московский рынок — количество его магазинов увеличится сразу до 15. Кроме того, компания сможет усилить логистику, так как «Дети» — это еще и крупный дистрибьютор. Сделка может быть профинансирована за счет средств «Сбербанк». В случае успешного завершения сделки, рынок приобретет сильного игрока, способного потеснить нынешнего лидера — «Детский мир».
Напомним, что сеть «Здоровый малыш» развивает компания «Спецобслуживание», сейчас у ритейлера 55 магазинов в Петербурге и два в Москве. ЗАО «Дети», развивающее одноименную сеть, имеет 28 магазинов в Петербурге и 13 в столице. После выхода на московский рынок конкуренция между ритейлерами обострилась. До сих пор идет разбирательство об использовании одного бренда для магазинов двух сетей. Дело в том, что оба ритейлера присутствуют в Москве под одним названием — «Дети». При этом право на товарный знак не принадлежит ни одной из компаний.
В кризис с рынка ушел сильный игрок — «Банана-мама», занимавший второе место после «Детского мира». Компания, подконтрольная совладельцам «Эльдорадо» братьям Игорю и Олегу Яковлевым, в 2006 году обещала стать лидером рынка, но в конце 2008 года закрыла почти все магазины в Санкт-Петербурге и два Москве. Ритейлер не справился с долгами перед поставщиками, которые составили 788 млн руб., и не смог погасить два выпуска облигаций общим объемом 2,5 млрд руб. До последнего «Банана-мама» надеялась найти инвестора, чтобы избежать банкротства. Среди претендентов была чешская PPF, которая позднее приобрела «Эльдорадо». Однако пока информации о сделке не было.
ЗАО «Дети», основанное в 1997 году специализируется на реализации оптом и в розницу товаров детского ассортимента. Сейчас сеть «Дети» насчитывает 24 магазина в Санкт-Петербурге и 13 магазинов в Москве. Все магазины представлены в формате самообслуживания, что даёт более широкие возможности доступа покупателя к товару и повышение комфортности выбора. Площадь магазинов от 350 до 2 500 кв. метров. В компании работает более 1 700 сотрудников.
Компания «Дети» предлагает около 30 тысяч наименований товаров для детей от рождения до 12 лет, а также для их мам. Всегда в продаже детское питание, товары по уходу за детьми, кроватки, коляски, манежи, мебель для детской комнаты, стульчики для кормления, кресла в автомобиль, качели, прыгунки, спортивные комплексы, одежда, детская косметика, игрушки, велосипеды, электромобили, ходунки, каталки и многое другое.
«Дети» предлагают товары таких ведущих мировых и отечественных производителей, как Peg-Perego, Pali, Baby Italia, Lonex, Graco, Neonato, Brevi, Inglesina, Poupy, MIBB, M&M, Deltim, Tako, Baby-Nova, OKBABY, Pupill, LeBe, Sofia, Ewa, Makoma, MONDO, Womar, Гандылян и многих других. Также представлены товары под собственной торговой маркой «Дети» и «Амалфи».
Главная задача компании «Дети» - наиболее полно удовлетворить запросы различных групп населения в приобретении детских товаров, независимо от уровня доходов. Ценовая политика в сети магазинов, в первую очередь, продиктована законом «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге».
Выручка ЗАО «Дети» за 2009 год составила 5,5 млрд руб. «Учитывая высокую маржинальность бизнеса, стоимость компании может составить около $355 млн.», — подсчитал старший аналитик ИК Mint Yard Capital Андрей Верхоланцев.
«При слиянии двух компаний мы получим довольно крупного игрока на рынке детских товаров в среднеценовом сегменте», — отмечает гендиректор галереи детских товаров «Якиманка» Андрей Круглов. По его мнению, сейчас хорошее время для сильных игроков, чтобы увеличить свою долю на рынке.
Объединенная компания могла бы потеснить лидеров рынка — «Детский мир» и «Кораблик», говорит президент Национальной ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Однако она сомневается, что сделка произойдет: «Здоровый малыш» занимает четвертое место на рынке товаров для детей, в то время как «Дети» — третье. Объем российского рынка детских товаров, по оценке ассоциации, составляет $14,5 млрд., его потенциал —$22 млрд. За кризисный период рынок упал на 10—11%.