Но «Сбербанк CIB», которого привлек к работе «ВТБ капитал», рассматривает два варианта. Основной вариант – продать весь пакет с хорошей премией стратегическому инвестору или пулу инвесторов. Премия к рынку должна быть не менее 20–30%.
Если претендентов не найдется, стоит прибегнуть к продаже на рынке. Обычно при публичной продаже получаешь не то что премию, а дисконт. Но если продавать госпакет в течение нескольких лет, то со временем цена будет расти.
Чем больше доля обращающихся на рынке акций, тем выше ликвидность и капитализация. Таким образом, в долгосрочном плане государство может получить даже больше, чем единоразово за продажу с премией. Крупные западные инвестфонды советуют именно второй вариант.
Госпакет «Башнефти» на рынке 17 июля 2016 года стоил 239,24 млрд руб.
Никаких финальных предложений от инвестконсультантов нет – это пока только идеи.
«В подготовке сделки мы во многом опираемся на мнение инвестконсультанта», – сказал руководитель Росимущества Дмитрий Пристансков. Ориентироваться правительство будет на рекомендации «ВТБ капитала». Инвестбанк представит свои предложения не позднее начала осени, говорит Пристансков.
Представитель Минэкономразвития напоминает слова первого вице-премьера Игоря Шувалова: приоритетный вариант – продажа контрольного пакета стратегическому инвестору, но и вариант с продажей через биржу не исключен.
Вокруг способов приватизации «Башнефти» идут жаркие споры. Менеджмент настаивает на продаже в рынок.
Так, президент «Башнефти» Александр Корсик предложил искать стратега и готовить компанию к SPO – только так можно создать конкуренцию за покупку акций. На рынке можно продать до 25%, знает человек, знакомый с топ-менеджерами компании.
Есть и претенденты на весь госпакет. Но, например, президент «Лукойла» Вагит Алекперов уже говорил, что его компания не готова платить 30% премии за контроль – лишь 15–20%, да и то к январской рыночной цене «Башнефти», «т. е. где-то в районе $4 млрд».
Между тем обыкновенные акции компании с начала года выросли на 32,94%. Это похоже на «спекуляции», на взгляд Алекперова. В «Лукойле» считают, что кто-то специально разгоняет цену, чтобы помешать компании участвовать в покупке «Башнефти».
«Башнефть» торгуется только на Московской бирже, где ликвидность ограничена, поэтому разогнать котировки компании намного легче относительно той же «Роснефти», объясняет аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: но какую долю в этом росте занимают недобросовестные спекуляции, понять невозможно.
Сколько готова заплатить ННК, неизвестно, но финансовые ресурсы компании ограничены.
Самое важное в этой сделке – интересы бюджета, говорит федеральный чиновник. Продажа стратегу – надежный способ сразу получить всю сумму. Но не факт, что это предпочтительнее для Минфина, продолжает чиновник. Ведь деньги понадобятся и в следующем году, ситуация с дефицитом будет еще острее.
Продажа в рынок – рискованная игра, считает портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев: увеличение free-float даст единоразовый эффект, но за это время может обвалиться цена на нефть. Главный риск для бюджета – возможность падения цен на нефть, признает инвестбанкир.
Минфин не рассчитывает на восстановление цен на нефть в среднесрочной перспективе, поэтому и в такую стратегию он вряд ли поверит, согласен с этим федеральный чиновник.
Продавать стратегу советует и президент «Финама» Владислав Кочетков. Для публичного размещения «Башнефти» время не самое лучшее: в последний месяц ликвидность компании на уровне ниже среднего, а обороты торгов снизились на 13,4%, рассказывает Кочетков: при этом в целом по бумагам, составляющим индекс ММВБ, оборот торгов за этот же период снизился всего на 5,1% – нефтегазовый сектор был хуже рынка, за исключением «Роснефти» и «Новатэка».
Дилемма – на рынок или стратегу – касается и продажи другой госкомпании, «Роснефти». Но тут инвестконсультант «Интеза» уже вынес свой вердикт – продавать даже небольшой пакет на рынке не имеет смысла.