По данным газеты «Коммерсант», АО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК, 50% плюс одной акцией владеет государство, остальная доля принадлежит группе «Сумма» Зиявудина Магомедова) подвела итоги аукциона по продаже 46% АО «Ейский портовый элеватор» (ЕПЭ).
Как следует из протокола на сайте ОЗК, победителем стало ООО «Петротэк» (занимается оптовой торговлей топливом) из Волгоградской области. Компания предложила за пакет в ЕПЭ 980 млн руб.
Вторым участником аукциона выступало ООО «Ламмас» (основная деятельность — торговля сельхозсырьем). Договор кули-продажи с «Петротэком» должен быть заключен в течение пяти дней с даты составления протокола, говорится в документе.
«Петротэк» может действовать в интересах Давида Якобашвили (основатель «Вимм-Билль-Данна», член совета директоров АФК «Система»), которому, по данным источников на рынке, уже принадлежит более 50% ЕПЭ.
Как следует из данных ЕГРЮЛ, гендиректор «Петротэка» Сергей Воронцов также возглавляет российскую структуру нефтетрейдера Petrocas Energy, контрольным пакетом в котором владеет господин Якобашвили.
Ейский портовый элеватор — второй по объему перевозки зерна в структуре ОЗК после Новороссийского комбината хлебопродуктов. В 2014 году элеватор отгрузил около 770 тыс. тонн зерна — на 5% больше, чем годом ранее, говорится в отчетности ЕПЭ.
Выручка от основной деятельности выросла на 16%, до 284,6 млн руб., общая выручка снизилась на 4%, до 286,05 млн руб. Чистая прибыль ЕПЭ в 2014 году сократилась на 26%, до 11,02 млн руб.
ОЗК пыталась продать пакет в ЕПЭ еще в 2015 году. Тогда победителем аукциона стала Екатерина Федорова, которая также действовала в интересах Давида Якобашвили. Однако сделка так и не была закрыта. Из-за неисполнения покупателем своих обязательств договор был расторгнут, пояснил представитель ОЗК.
Вырученные от продажи доли в ЕПЭ средства ОЗК направит на развитие «в соответствии со стратегическими целями», добавили в компании.
Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский говорит, что в начале 2000-х годов Ейский портовый элеватор был лидером по объемам перевалки на малой воде, однако утратил позиции с тех пор.
«Новые терминалы запустили в Азове и в Ростове-на-Дону, конкуренция в регионе серьезно выросла»,— отмечает он. По оценке господина Злочевского, средние затраты на переоборудование термина сейчас достигают $100–150 на тонну зерна, на увеличение мощности — $250–300 на тонну.
В планах ЕПЭ, отраженных в годовом отчете,— строительство пирса с двумя причалами и зернохранилища, что должно увеличить мощность перевалки на 500 тыс. тонн к 2018 году. Затраты только на этот проект, следует из оценки президента РЗС, могут превысить $125 млн.
Ранее источники на рынке предполагали, что Давид Якобашвили может перепродать ЕПЭ после консолидации стратегическому инвестору.
Покупателя на актив будет найти непросто, сейчас нет недостатка в перевалочных мощностях, утверждает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов.