Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
87
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 936,46  (-29,20%)
1 154,81  (-7,96%)
6 411,37  (-37,77%)
113 445,88  (-7,01%)
4 209,01  (+54,53%)
65,79  (-0,81%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • Корреспондент газеты «Коммерсант» Анатолий Джумайло о том, зачем…

Корреспондент газеты «Коммерсант» Анатолий Джумайло о том, зачем ВТБ опять отправился в Индию

15.02.2018, Mergers.ru

Каждый раз, когда на торги за промышленный актив заявляется финансовый институт, возникает вопрос: в чьих интересах действуют финансисты или, как минимум, кому они перепродадут эту махину, управлять которой — отдельная наука?

Есть, конечно, примеры того, как целые холдинги оставались у банкиров (принадлежащая Газпромбанку ОМЗ), но в основном предприятия со временем уходят профильным инвесторам.

12 февраля 2018 года индийская The Economic Times и Bloomberg сообщили, что ВТБ поборется за один из крупнейших металлургических заводов Индии — входящий в группу Essar братьев Шаши и Равви Руйа Essar Steel мощностью 9,6 млн. тонн стали в год. Правда, завод не работает и находится в процедуре банкротства, его долги, признанные судом, составляют $8,1 млрд.

ВТБ, как сообщают издания,— мажоритарий претендующей на Essar Steel инвесткомпании Numetal с Маврикия, среди ее совладельцев сын Равви Руйа Ревант и «другие партнеры».

Соперничать за актив ей придется с лидером отрасли ArcelorMittal, которая предположительно выступает в консорциуме с японскими Nippon Steel и Sumitomo Metal Corp.

Оба претендента подали заявки на торги, источники Bloomberg оценивают Essar Steel в сумму не менее $6 млрд. Оцениваться будет не только размер денежной заявки, но и планы по восстановлению работы завода.

В ВТБ не раскрывают, зачем борются за завод. Российские металлурги, обжегшиеся на зарубежных инвестициях, открещиваются от участия в Essar Steel.

Один из моих источников указывает, что ВТБ давно работает с Essar и может помочь в реструктуризации долгов. ВТБ кредитовал нефтяную Essar Oil для закупки нефти «Роснефти», реструктуризации долга и делистинга.

В 2017 году 98% самой Essar Oil купили «Роснефть» и консорциум Trafigura с UCP Ильи Щербовича — но сейчас и там говорят, что не участвуют в борьбе за Essar Steel.

Другой мой собеседник не исключает, что Numetal может действовать в интересах семьи Руйа, но иным образом — повышая ставки ArcelorMittal в борьбе и не претендуя на актив.

Это не похоже на аналогичные торги с участием банковских структур в России, когда те формально участвуют в процессе, не поднимая стартовую цену и обеспечивая минимальное число претендентов для аукциона.

Тут уместно вспомнить и присутствие ВТБ на аукционе по золоторудному Сухому Логу в 2017 году, и сделать ставки на исход «борьбы» НОВАТЭК и структуры Газпромбанка за газовые активы АЛРОСА 19 февраля.

Но Numetal борется или блефует по-крупному: она уже договорилась о выкупе 70% в операторе пульпопровода, который обеспечивает поставку 50% сырья Essar Steel.

Длина трубы — 253 км, и как отметила The Economic Times, альтернативная логистика для завода — это серьезный удар по себестоимости. В общем, интересная получается история, даже если российские металлурги и не замочат сапоги в Индийском океане.