Крупнейшая в России сеть квестов «Клаустрофобия» перешла под управление новых собственников. Владельцами сети стала команда ее основного конкурента — сети квестов и перформансов GrimTeam. Соответствующие изменения отражены в Едином госреестре юрлиц, информацию подтвердили РБК новый соучредитель Павел Вараксин и бывший управляющий сети Владимир Жиганов. Президент ГК «Основа» Александр Ручьев передал через представителя, что закрыл сделку по продаже сети «Клаустрофобия». По его словам, с момента приобретения актива в 2019 году выручка квестов увеличилась более чем в два раза, и сейчас это «один из самых узнаваемых» проектов в своей сфере.
Юридически сделка структурирована следующим образом. В конце июня 2025 года были учреждены два новых юрлица: ООО «Клаустрофобия Онлайн» и ООО «Клаустрофобия Офлайн». В обоих юрлицах 51% принадлежит инвестору в бизнес квестов Вадиму Змовику, 33% — инвестору GrimTeam Павлу Вараксину и 16% — сооснователю GrimTeam Евгению Авину (официальная фамилия — Антонов). Авин также занял пост гендиректора сети. Как объяснил Вараксин, «Клаустрофобия Онлайн» будет заниматься развитием сайта агрегатора, партнерских программ и франшизы «Клаустрофобия». «Клаустрофобия Офлайн» будет управлять непосредственно квестами и перформансами.
В рамках сделки новым юрлицам перешли товарные знаки, утверждает Вараксин. По данным СПАРК, юридически они пока оформлены на прежнее юрлицо компании — ООО «Клаустрофобия — В». Также произошла переуступка прав аренды на локации и их оборудование, приобретение прав на программное обеспечение и социальные сети «Клаустрофобии». Домен «клаустрофобия.рф» — основной сайт сети — также переоформлен на одно из новых юрлиц, следует из данных СПАРК.
О том, что «Клаустрофобия» ведет переговоры по продаже бизнеса, РБК сообщал еще в августе 2024 года. Аналитики тогда оценили компанию в 400 млн руб. Сделка, по словам Вараксина, прорабатывалась около полугода и прошла «в пределах озвученной ранее суммы».
В команде «Клаустрофобии», по словам Вараксина, останутся все ключевые сотрудники, «которые были у истоков создания сети» до прихода команды управляющих Владимира Жиганова. Сам Жиганов, как утверждает Вараксин, и его менеджмент покинут проекты.
Владимир Жиганов в разговоре с РБК уточнил, что передача активов состоялась 1 августа. Объясняя причины такого решения, он отметил, что для прежнего бенефициара — президента ГК «Основа» Александра Ручьева — это был непрофильный актив. «В текущей экономической ситуации и с текущей ключевой ставкой было принято решение продать сеть. За прошедшие годы мы многое сделали для индустрии, приняли отраслевые ГОСТы и смогли пережить даже пандемию. Сделку мы закрыли положительно для себя. Далее будем концентрироваться на более целевых проектах, которых у нас много, в том числе и в сфере развлечений».
Новая команда, по словам Вараксина, планирует создавать как новые совместные проекты, в том числе с участием российских стриминговых сервисов, компаний из сферы развлечений и блогеров, так и «возрождать культовые проекты «Клаустрофобии».
Сеть квестов «Клаустрофобия» была основана в 2013 году Богданом Кравцовым, Тимуром Кадыровым и Сергеем Кузнецовым. В 2019 году бизнес был выставлен на продажу с оценкой 80 млн руб. Тогда компанию купил президент ГК «Основа», экс-владелец одного из крупнейших в России застройщиков «Мортон» Александр Ручьев. Прежде сеть была представлена двумя юрлицами — ООО «Клаустрофобия — В» и «ООО «Серьезные игры». Бенефициарами обеих по-прежнему выступает Ручьев. Обе компании по итогам 2024 года отчитались о финансовых результатах с нулевой выручкой, чистый убыток «Серьезных игр» составил 121,7 млн руб.
Компания по организации квестов GrimTeam была основана в 2015 году и первоначально специализировалась на хоррор-квестах. В пакете GrimTeam — популярный квест «Амитивилль», расположенный в парке ВДНХ, а также квесты «БШ2: Электрозавод», «Дом Беллы» и ряд других. На официальном сайте компании у части квестов указан статус «переезд» — они находились в районе бывшего Электрозавода, где в феврале 2025 года произошел пожар.