Ведущий мировой производитель упаковки Ball Corporation завершил сделку по продаже своего российского бизнеса. В периметр сделки вошли три завода по производству алюминиевых банок для пива и безалкогольных напитков – в Московской, Ленинградской и Челябинской областях, говорится в сообщении покупателя.
Консолидированная выручка российских заводов Ball в 2021 году составила 43,8 млрд рублей, EBITDA – 11,3 млрд рублей. На заводах компании работает более 900 человек.
Доля Ball Corporation на внутреннем рынке России составляла в 2021 году около 70%. От стабильной работы производителей упаковки зависит работа десятков предприятий пищевой отрасли в России и странах Евразийского Экономического Союза.
Проданные заводы оснащены современным оборудованием и не испытывают проблем с сырьем, так как для производства упаковки используется алюминий, производимый Объединенной компанией РУСАЛ.
В марте 2022 года Ball объявило о намерении продать свой российский бизнес. В сентябре по итогам тендера право на совершение сделки получило ООО «Арнест Менеджмент», входящее в состав Группы Арнест.
19 сентября 2022 года ООО «Арнест Менеджмент» получило разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций на совершение сделки на согласованных с продавцом условиях.
Смена собственника не скажется на стабильной работе, так как Группа Арнест обладает необходимыми компетенциями и имеет собственное производство алюминиевой упаковки для аэрозольной продукции.
Ball Corporation выручила от продажи российских заводов $530 млн, сказано в ее сообщении. Управляющий партнер Walnut Capital Артем Моторный считает, что это примерно на 30% меньше рыночной цены.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что сейчас на рынке слабоалкогольной и безалкогольной продукции наблюдается дефицит алюминиевой упаковки для напитков. По словам президента Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки) Максима Новикова, по итогам только прошлого года нехватка такой тары составила 1-2 млрд единиц. Он связывает это с изменившимся потреблением и ростом спроса на алюминиевую упаковку, например, у производителей пива. Что касается этого года, то тут дефицит во многом был связан с неясным статусом российских активов Ball Corporation, указывает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Весной американская компания сообщила о сокращении производства алюминиевых банок. Новиков также добавляет, что в России такую продукцию выпускают две компании – Ball Corporation и Can Pack. Обе они имеют американские корни и работают на иностранном оборудовании. По его словам, одна российская промышленная группа планировала начать стройку завода в феврале 2022 г., но проект пришлось закрыть из-за начала СВО и последовавших после этого санкций. Название этой компании он не сообщил.
Важным моментом в развитии теперь уже бывшего бизнеса Ball Corporation является решение покупателя по достройке нового завода, говорит председатель Совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман. По его словам, это ключевое событие, которого ждут производители не только пива, но и безалкогольных напитков, в первую очередь – энергетических. Это позволит сократить дефицит тары. Бурмистров также утверждает, что ГК «Арнест» как покупатель этих активов комфортна для участников рынка, так как у нее большой опыт контрактного производства собственных торговых марок для сетей и крупных брендов, поэтому они ее знают. Сделка, по его словам, имеет большую значимость и для «Русала», так как купленные заводы являются крупными потребителями алюминия. С этим согласен и независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, который напоминает, что «Арнест» в мае 2022 г. запустил проект по производству аэрозольных баллонов из низкоуглеродного алюминия, выпускаемого «Русалом». Покупка заводов Ball Corporation, по его словам, укрепит деловые отношения двух компаний.
Тем не менее Новиков опасается, что в текущей экономической ситуации потребление напитков по всем категориям может просесть, а это скажется на показателях предприятий. «Опыт предыдущих кризисов показал, что падение может составить от 10%», – прогнозировал он. Всего в России за 2021 г. было произведено 8,5 млрд л упакованной воды, 7 млрд л – безалкогольных напитков, 2,5 млрд л – соков и около 300 млн л – растительных напитков. Ни одна из категорий, кроме воды, не восстановилась до уровня 2008 г., напоминает Новиков.