ЛУКОЙЛ, владеющий 2 544 автозаправками в России (это 21% от общего числа местных АЗС), изучает возможность продажи до 30% этой сети. Компания хотела бы избавиться от автозаправочного бизнеса в семи регионах.
По словам собеседника в компании, это практически вся ее сеть в Оренбургской, Владимирской, Костромской, Орловской, Брянской областях и часть активов в Московской области, а также Чувашии. АЗС могут быть проданы до конца года, сделки предполагают контракты на поставки топлива ЛУКОЙЛа.
Источник в ЛУКОЙЛе называет главной причиной такого шага падение рентабельности розницы. По его данным, в 2016 году средняя маржа АЗС в указанных регионах достигала 2 тыс. руб. с тонны реализуемого топлива, а по предварительным итогам первого квартала 2017 года из-за налогового маневра и роста акцизов рухнула в 250 раз — до 8 руб. за тонну.
Ещё один собеседник в компании добавил, что речь может идти о продаже АЗС в три этапа по частям либо единым лотом при наличии серьезного покупателя, а также не исключил продажи одного из убыточных НПЗ компании — Ухтинского.
Другие источники, близкие к компании, уточнили, что заправки будут продаваться не единым лотом, а примерно по 10% от общего количества (примерно по 250 АЗС) разным покупателям. По их словам, основная причина продажи — нерентабельность сбытового бизнеса после увеличения акцизов на топливо, которое не компенсируется ростом розничных цен.
"На данный момент компании нет смысла содержать убыточный бизнес, и она ищет долгосрочного инвестора, который был бы готов купить сейчас невыгодный актив, рассчитывая на улучшение ситуации в перспективе".
Источники сомневаются, что предложение заинтересует российские компании, так как "они испытывают аналогичные трудности". Суммы возможных сделок не раскрываются.
Покупателями 30% АЗС ЛУКОЙЛа (около 760 штук) могут стать крупные иностранные инвесторы, сообщил ещё один источник, знакомый с ситуацией.
Он отметил: это могут быть недавно вошедшие в капитал "Роснефти" (19,5% акций) швейцарский трейдер Glencore и катарский фонд Qatar Investment Authority (QIA), а также компании и фонды из Китая — с ними сейчас ведутся переговоры и готовятся конкретные предложения.
Покупателей на такое количество заправок нет, считает государственный чиновник, и даже если они найдутся, неясно, зачем покупать бизнес, объявленный низкорентабельным или убыточным.
Деятельность компании (в частности, продолжающаяся реконструкция АЗС) не свидетельствует о том, что ЛУКОЙЛ собирается сокращать присутствие на рынке РФ или не верит в его перспективы, говорит источник.
Собеседник в ЛУКОЙЛе в ответ отметил: "Нам нет смысла шантажировать правительство, мы не верим в изменение параметров налогового маневра (реформа, снизившая рентабельность нефтепереработки в РФ) и существенный рост цен на АЗС".
Глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин сказал, что, если сделка по продаже АЗС ЛУКОЙЛа состоится, "служба будет ее анализировать".