Access Industries Леонарда Блаватника и основатель «Амедиа» Александр Акопов обсуждают ее продажу с рядом инвесторов, рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры двух медиахолдингов. Акопов и вице-президент Access Industries в России Анатолий Акименко это подтвердили.
Переговоры идут с весны 2014 г. с несколькими потенциальными покупателями, в том числе иностранными, но до финальной стадии пока не дошли, уточнил Акименко. С кем именно ведутся переговоры, ни он, ни Акопов не уточняют.
Анонимные источники «Ведомостей» говорят, что владельцы «Амедиа» обсуждали сделку с CTC Media и «Газпром-медиа». Источник в CTC Media подтвердил факт переговоров, но детали не раскрыл. Источник в «Газпром-медиа» сказал, что с этим холдингом были только предварительные обсуждения.
Владельцы «Амедиа» готовы как продать часть ее акций, так и выйти из группы полностью, также возможны варианты слияния этого бизнеса с другим, знают собеседники «Ведомостей». Прежде всего речь идет о продаже студии и производственной компании.
Говорить о стоимости группы Акопов и Акименко категорически отказались. Источники «Ведомостей» в компаниях, с которыми обсуждалась возможность покупки «Амедиа», говорят, что владельцы оценивают активы группы как минимум в $100 млн.
Группа «Амедиа» основана Акоповым — одним из самых опытных и известных российских телепродюсеров — в 2002 г. Начиналась она как продюсерская компания, сделавшая себе имя на сериалах «Бедная Настя» и «Не родись красивой», которые показал канал CTC (входит в CTC Media).
После этого у группы появилась собственная студия на юго-востоке Москвы. В 2005 г. ее совладельцем стал Блаватник, выкупив 50% у Акопова, а спустя два года увеличил пакет. Сейчас у Access Industries 66% акций группы, инвестиции Блаватника в «Амедиа» составили $45 млн.
Подавляющая часть этих денег пошла на выкуп и реконструкцию помещения под студию, которую теперь «Амедиа» сдает в аренду другим производителям сериалов, фильмов и шоу. Это крупнейшая частная кино- и телестудия в России. Ее общая площадь — 40 000 кв. м, из них 13 000 кв. м — съемочные павильоны. По размерам с ней может соперничать только подмосковное «Главкино» (общая площадь — 33 000 кв. м), но загрузка «Амедиа» гораздо выше, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты.
Поддержка Блаватника помогла «Амедиа» пережить кризис 2008-2009 гг. Набив руку на сериалах, она строила большие планы по выходу на рынок шоу, кино- и мультфильмов и много инвестировала в новые проекты, но в кризис заказов от каналов стало намного меньше, закупочные цены на сериалы снизились, и «Амедиа» взялась за массовые сокращения, ей пришлось отбиваться от банков-кредиторов. Если до кризиса в 2008 г. выручка «Амедиа» составляла $80 млн, то в 2013 г. — только около $60 млн.
В прошлом году, по оценке KVG Research, в эфир вышло 20 премьерных часов сериалов «Амедиа». Это немного, но теперь группа специализируется на производстве дорогих сериалов с коротким сезоном (20-40 серий за сезон).
Снижение объема производства и доходов Акопов объясняет изменением структуры заказа контента: спрос на длинные сериалы по 250 серий на сезон стал гораздо меньше, чем был до кризиса, каналы заказывают прежде всего короткие сериалы. Кроме того, производственных компаний стало значительно больше и конкуренция усилилась. С таким описанием рыночной ситуации согласен основатель продюсерской компании Mars Media Рубен Дишдишян.
В 2011 г. «Амедиа» запустила неэфирный канал Amedia, транслирующий сериалы ее собственного производства. В прошлом году у нее появилось еще три платных канала: Amedia Premium, Amedia 1 и Amedia Info — в их интересах группа договорилась о показе в России сериалов HBO и других западных производителей. На базе этого же телеконтента был запущен платный видеосервис Amediateka. Сейчас у каналов и видеосервиса «Амедиа» 400 000 платящих пользователей, говорил Акопов недавно.
Следующий год может также оказаться непростым для производителей телеконтента. Рекламные доходы каналов стагнируют и телехолдинги обсуждают существенное сокращение затрат на следующий год. Впрочем, телепродюсеры, опрошенные «Ведомостями», говорят, что пока не видят негативных изменений в отношениях с каналами.
Акопов и Акименко также обращают внимание, что бизнес «Амедиа» в последние три года активно растет. Access Industries планирует выход из «Амедиа» только потому, что это уже зрелая компания и давняя инвестиция, объясняет Акименко: «Мы готовы ее продать, только если получим хорошую цену». А Акопов указывает, что продолжит заниматься этим бизнесом, даже если перестанет быть собственником компании.
В последние годы российские медиахолдинги пытаются установить контроль над производителями контента: «Газпром-медиа» три года назад купила за 13,6 млрд руб. 75% акций Comedy Club Production, а недавно приобрела компанию Good Story Media. «Национальная медиа группа» Юрия Ковальчука получила контроль над Art Pictures Studio Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского. А Аркадий Ротенберг весной купил контрольный пакет «Красного квадрата», основного производителя контента для «Первого канала».
Внутри СTC Media, по словам источников «Ведомостей», близких к этой компании, тоже уже больше года обсуждается возможность покупки долей в нескольких производственных компаниях. Этот холдинг уже вел активные переговоры о покупке доли в «Амедиа» в 2005-2006 гг., но тогда стороны не договорились об условиях сделки.